[<10>] ====== Толкования на Мк. 1:32 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных** Зачем же люди идут ко Христу при наступлении вечера, когда уже заходит солнце их жизни, и чувствуют они холод надвигающейся ночи? Зачем они откладывают путь ко Христу до времени, когда они уже бессильны идти, как бессильные и израненные? Зачем? //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных** К Спасителю приносили недужных и бесноватых при захождении солнца потому, что днем совершенно нельзя было найти доступа к Спасителю. Но и при захождении уже солнца Спасителя желал видеть и слышать весь город, так что у дверей дома, где был Спаситель, была непроходимая толпа народа. И здесь опять вижу исцеления Божественного моего Спасителя. Он исцеляет и здесь многих, страждущих самыми сильными и закоренелыми недугами, и изгоняет злых бесов с повелением, чтобы они не провозглашали Его Божественного имени, так как они знали, [чули], что то был их Творец и Судия. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 32-34 **При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос** Не без причины прибавлено: //"когда заходило солнце"//. Поскольку думали, что непозволительно исцелять в день субботний, то дождались заката солнца и тогда уже стали приносить больных для исцеления. "Многих" исцелил, сказано вместо "всех", потому что все составляют множество; или: не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, которые и не были исцелены за свое неверие, но "многих" из принесенных исцелил, то есть тех, которые имели веру. Бесам не позволял говорить для того, чтобы, как я сказал, научить нас не верить им, хотя бы они говорили и правду. Иначе, если они найдут кого-либо вполне доверяющего им, то чего не сделают, проклятые, примешивая к правде ложь! Так и Павел запретил пытливому духу говорить: "Люди эти - рабы Бога Вышняго"; Святый Муж не хотел слышать отзыва и свидетельства из нечистых уст. **//Толкование на Евангелие от Марка.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 32-34 **При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос** **Весь город**, т. е. очень многие из города. Слово **весь** нередко употребляется в Свящ. писании в смысле многие, весьма многие, как и, наоборот, многие вместо **весь**. Чит. в объясн. [[new:mk:01:05|(Мк.1:5)]]. **Исцели многи**. Блаж. Феофилакт пишет: „Не всех исцелил потому, что некоторые оказались неверующими, каковы и не были исцелены за свое неверие; но многих из принесенных исцелил, т. е. тех, которые имели веру. Или – **многих**, сказано вместо всех“. **Изгнал многих бесов**. Чит. о бесноватых в объясн. [[new:mk:01:23|(Мк. 1:23)]]. **Не позволял бесам говорить** (не оставляше глаголати бесы), **что они знают, что Он Христос** (яко ведаху Его Христа суща). Чит. о сем в объясн. [[new:mk:01:24|(Мк. 1:24]] и [[new:mk:01:25|25)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-34 **При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос** Господь из «//всех//» принесенных к Нему больных исцелил «//многих//», очевидно, тех, кто был у Него на виду или же кто заслуживал исцеления (см. [[new:mf:08:16|Мф.8:16]]). Евангелист Марк к словам Матфея добавляет, что Господь не позволял бесам говорить, что они знают Его. Кажется, лучше видеть здесь указание на то, что Господь вообще не давал говорить демонам. Намек на это мы находим в самом выражении, которым здесь обозначено слово «говорить» (λαλεῖν, а не λέγειν). Господь потому не давал говорить бесам, что они знали о Нем, Кто Он, а такого признания Своего достоинства из уст бесноватых Христос не хотел допустить по указанным выше (стих 24) причинам. Исцеления были совершены, как точно обозначает Марк, вечером субботним, когда уже заходило солнце. Только теперь кончился субботний покой и можно было совершить перенесение больных, которое не разрешалось в субботу. [<10>]