[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** "**Видев**", говорится, "**веру их**", не принесших только, но и принесенного. Что же, скажут, разве по вере одного не исцеляется другой? Я не думаю, – разве только тогда, когда или по незрелости возраста, или по чрезмерной слабости он сам не в состоянии веровать. А как же, скажут, в ска­зании о хананеянке веровала мать, а исцелилась дочь? И с дру­гой стороны, если не веровал сотник, то как слуга его встал и исцелился? Это потому, что сами больные не могли веровать. Послушай, что говорит хананеянка: //"дочь моя жестоко беснуется"//, и иногда //"падает в огонь"//, иногда //"в воду"// [[new:mf:15:22|(Мф. 15:22]]; [[new:mf:17:15|17:15)]]: омраченная же в уме, беснующаяся, немогущая никогда придти в себя и нездоровая – как могла бы уверовать? И в сказании о сотнике то же, что о хананеянке; слуга его лежал дома, не зная сам Христа, кто Он был: как же мог он веровать в Того, кого не знал и о ком никогда не получал никаких сведений? Но здесь нельзя сказать этого; расслаб­ленный веровал. Откуда это видно? Из самого способа, каким он был принесен. Ты не просто слушай, что его спустили чрез кровлю; но представь, каково было больному перенести такие страдания. Вы знаете, что больные бывают так малодушны и своенравны, что часто и на постели отвергают врачебные пособия и решаются скорее переносить страдания от болезней, чем терпеть неприятность от этих пособий. А этот согласился и выйти из дому и быть вынесенным на площадь и показаться такому множеству присутствовавших. Больные иногда решаются скорее умереть, нежели открыть свое несчастье. А этот больной не так поступил, но, видя зрелище переполненным, вход заключен­ным, пристань загражденною, согласился быть спущенным чрез кровлю. Так изобретательно сильное желание; так благоуспешна любовь. Подлинно, //"ищущий находит, и стучащему отворят"// [[new:lk:11:10|(Лк. 11:10)]]. Он не сказал ближним своим: что это значит? За­чем вы беспокоитесь? Зачем спешите? Подождем, пока дом опустеет и зрелище кончится; когда собравшиеся уйдут, тогда мы будем иметь возможность подойти к Нему наедине и сооб­щить Ему об этом. Для чего пред взорами всех выставлять на вид мои несчастья, и безобразно спускаться сверху? Ничего такого он не сказал ни самому себе, ни несшим его, но счи­тал вожделенным для себя сделать столь многих свидете­лями своего исцеления. И не только из этого можно видеть его веру, но и из самих слов Христовых. Когда он был спу­щен и поднесен, то Христос говорит ему: **"чадо! прощаются тебе грехи твои"**. Услышав это, он не выразил неудовольствия, не возроптал, не сказал Врачу: что это? – я пришел исцелиться от одной болезни, а Он исцеляет от другой? – это предлог, обольщение, прикрытие слабости, – Ты отпускаешь грехи, которые невидимы? Ничего такого он не сказал и не подумал, но ожи­дал, предоставив Врачу принять путь к врачеванию, какой Ему угодно. Поэтому и Христос не пришел к нему, а ожидал, чтобы он пришел, дабы показать веру его всем. Разве не мог Он сделать доступ удобным? Но ничего такого не сде­лал, для того, чтобы всем показать его усердие и пламенную веру. Как к тому, который страдал тридцать восемь лет, Он пришел сам потому, что при нем никого не было, так этого, имевшего многих ближних, Он ожидал к Себе, дабы и этого веру сделать явною чрез его принесение, и того одино­чество показать нам чрез свое пришествие к нему, и дабы, как усердие первого, так и терпение последнего открыть всем, осо­бенно же тогда присутствовавшим. Завистливые и человеконена­вистные иудеи обыкновенно ненавидели благодеяния, получаемые ближними, и подвергали подозрению чудеса Христовы, то, говоря, что Он исцеляет в субботу, то, указывая на жизнь получавших благодеяния: //"если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему"//, [[new:lk:07:39|(Лк. 7:39)]], – не понимая, что врачу особенно свойственно обращаться с больными и всегда находиться среди недужных, а не убегать и не удаляться от них. Это и сам Он, обращаясь к ним, говорил: //"не здоровые имеют нужду во враче, но больные"// [[new:lk:09:12|(Мф. 9:12)]]. Итак, чтобы они опять не обви­няли Его в том же, Он наперед показывает, как пришедшие достойны врачевания за веру, которую они оказали. Поэтому Он обнаружил и одиночество того расслабленного, и пламенную веру и усердие этого; поэтому того Он исцелил в субботу, а этого не в субботу, дабы ты, видя, что иудеи и в другие дни обви­няют и порицают Христа, знал, что и тогда они обвиняли Его не за несоблюдение закона, но по своей нестерпимой зависти. Поче­му же Он не приступил наперед к исцелению расслабления, а сказал: **"чадо! прощаются тебе грехи твои"**? И это сделано весьма мудро. Так и врачи обыкновенно прежде не болезни лечат, а истребляют их источники; например: часто, когда глаза стра­дают от дурных мокрот и гнойной влаги, врач, оставляя пользование больной вежды, лечит голову, где находится корень и источник болезни. Так сделал и Христос, истребляя напе­ред источник зол. А источник и корень и мать всех зол – грех. Он расслабляет наши тела; он производит болезни. Поэтому и здесь Христос говорит: **"чадо! прощаются тебе грехи твои",** – и там сказал: //"вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже"//, выражая теми и другими словами, что эти болезни произошли от грехов. Это выразил и Павел. Укоряя коринфян в некотором грехе, он сказал: //"оттого многие из вас немощны и больны"// [[new:1kor:11:30|(1Кор. 11:30)]]. Поэтому и Христос наперед уничтожает при­чину зол, и словами: **"чадо! прощаются тебе грехи твои"**, ожи­вляет ум расслабленного, ободряет упадшую его душу; слова стали делом и, вошедши в совесть, коснулись самой души и прекратили всякое уныние. Подлинно, ничто не доставляет столько удовольствия и не дает столько дерзновения, как возможность ни в чем не обвинять самого себя. **"Чадо! прощаются тебе грехи твои"**. **//Беседа о расслабленном, спущенном через кровлю.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** Ибо видя, говорится, «**Иисус веру их**, – как спускаемого прикованного болезнью к одру расслабленного, так и спускающих его с кровли, – **говорит расслабленному: чадо, отпущаются тебе греси твои**». О, блаженные слова! – **«Чадо»**, слышит он обращение к нему, и (этим) усыновляется Небесному Отцу, вступает в тесную связь с Безгрешным Богом, тотчас же и сам став безгрешным, вследствие отпущения грехов; и чтобы последовало и обновление тела, он сначала воспринимает душу, возвышающуюся над греховностью, от Ведущего, что вследствие того, что сначала душа пала в сети греха, последовали, по праведному Его суду, болезни для тела и смерть. **//Омилия 10. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** См. Толкование на [[new:mk:02:01#svt_nikolaj_serbskij|Мк. 2:1]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 5, 11 **Иисус... говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои... тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой** Вот где причина физического расслабления — грехи! Вот где простой и вернейший диагноз физического вырождения людей — грехи! И совершенно понятно, потому что грех всегда есть прежде всего нарушение нормы, извращение природы, и потому ведет за собой расстройство — болезнь. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прп. Иоанн Пророк ===== Вопрос. Прошу тебя, отец мой, скажи мне: чем дочь жены хананейской и раб сотника поспешествовали своему исцелению? Да и другой расслабленный, просив лишь о здравии тела, получил сперва **оставление грехов**. В чем состоит здесь поспешествование? Также и Господь говорит апостолам: //елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех// [[new:mf:18:18|(Мф. 18,:18)]], и: //ему же аще отпустите, отпустятся// [[new:in:20:23|(Ин. 20:23)]], а не сказал: если поспешествуют. Прошу тебя, изъясни мне все сие. Ответ. Брат, скучно с непонимающими хода событий. Дочь жены хананейской и раб сотника были вне ума: одна по причине исступления, другой от действия сильной болезни, и потому не могли своею верою поспешествовать молящимся о них. Расслабленный же тот, показав веру в получении здравия телесного, по человеколюбию Владыки, сподобился и большего. Во время (земной жизни) Спасителя, для того, чтобы люди веровали Его пришествию, вначале происходили чудеса и без споспешествования (тех, на коих они простирались), и люди исцелялись туне во исполнение пророческого слова: //Той недуги наши прият и болезни понесе// [[new:mf:08:17|(Мф. 8:17)]]. Как неповинные греху, люди исцелялись благодатью Его, и не требовалось от них споспешествования, кроме того, чтобы сохранить себя впоследствии, по слову Его: //се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет// [[new:in:05:14|(Ин. 5:14)]]. И еще о Нем Самом Иоанн говорит: //се, Агнец Божий, вземляй грехи мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]]. Вникни, что он говорит: //всего мира//. Не принявшие же Его не получили исцеления, и исполняется на них (слово Писания): //аще ли неверный отлучается, да разлучится// [[new:1kor:07:15|(1 Кор. 7:15)]]. А в том, что Он дал апостолам власть исцелять и прощать грехи споспешествующих молитве, да удостоверит тебя сам Иаков, получивший такую власть, который говорит: //много бо может молитва праведнаго поспешествуема// [[new:iak:05:16|(Иак. 5:16)]]. При Самом же Спасителе было иначе: те, которые приняли Его, спасались и получали исцеление, не принявшие же Его, но отринувшие — погибали. Итак, утвердимся верою и спасемся о имени Бога, Которому слава во веки, аминь. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 385.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** Спаситель больному говорит: **чадо, отпущаются тебе грехи твои**, а не: исцеляется болезнь твоя, – потому что грехи – главная причина болезней. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** См. Толкования на [[new:mk:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои** **Видев веру их**, т. е. веру людей, принесших больного, и самого больного. Вера принесших видна из того, что они приняли на себя труд принести больного к Иисусу Христу, а вера самого больного – из того, что он пожелал, чтобы его принесли. **Чадо, прощаются тебе грехи твои**. Так сказал Иисус Христос прежде нежели исцелил расслабленного. Грех есть причина наших болезней: первые люди согрешили, потому и были осуждены на болезни и смерть. Мы часто видим, как от некоторых грехов прямым образом происходят болезни, напр. от пьянства, распутства и т. п. И Бог часто посылает болезни в наказание за грехи [[old:2ts:24:10|(2 Цар. 24:10-]][[old:2ts:24:14|14)]]. Так как Иисус Христос видел, что расслабленный наказан болезнью за грехи, быть может, за грех распутства; то сначала и уничтожает причину болезни, – прощает грех. У еванг. Матфея к слову //чадо// прибавлено Иисусом Христом слово ободрения: //дерзай// [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]]. Это показывает, что и сам расслабленный хорошо сознавал свой грех, так что считал себя недостойным милосердия Божия, и нуждался в ободрении со стороны Иисуса Христа. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога** Здесь евангелист Марк прибавляет, что книжники сказали: //«кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»// У иудеев не предполагалось возможным, чтобы человеку, даже и праведному, Бог дал власть объявлять прощение грехов. Это может делать или Сам Бог, или особо уполномоченное от Бога лицо, например, Ангел ([[old:is:06:start|Ис.6]]; [[old:zah:03:start|Зах.3]]). Иоанн Креститель получил право совершать крещение во оставление грехов //«с неба»// [[new:mk:11:31|(Мк.11:31)]]. Да притом книжники не верили и Иоанну. [<10>]