[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:17 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Те, кто при помощи скальпеля и прижиганий удаляют наросты и бородавки, противоестественно появившиеся на теле, не без боли доставляют благодетельствуемому исцеление, и рассечения, производимые ими, не наносят человеку вреда. Точно так же и в отношении вещественных излишков, которые, приобщаясь к страстям, уродуют наши оплотневшие души (ср. [[new:1kor:03:01|1 Кор. 3:1-3]], [[new:gal:03:03|Гал. 3:3]], [[new:gal:05:13|5:13-26]], [[new:rim:08:05|Рим. 8:5-8]], [[new:rim:13:start|13]], [[new:1pet:02:11|1 Пет. 2:11-12]], [[new:1in:02:16|1 Ин. 2:16]]: в день судный они будут срезаны и соскоблены неизреченной премудростью Того, Кто, как говорит Евангелие, врачует больных. Ибо, как сказано, не здоровые нуждаются во враче, но терпящие зло. Из-за того же, что душа сильно сроднилась со злом, это врачевание причиняет боль коже - подобно срезанию бородавки. //**Большое огласительное слово.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная враждующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам! //**Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Здесь беспредельность Господнего зова! Нет болезни, нет раны, нет язвы, нет греха, которые бы выключали грешников из этого зова! Неисцельных больных бросают врачи... От отъявленных злодеев отворачиваются люди... А Христос зовет всех: «Ведь для вас Я пришел, идите». //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Кто из врачей, пытаясь исцелить больного, начнет поступать согласно капризам последнего, а не в соответствии с требованиями медицины? Вот и Господь пришел ради тех, кто был болен, о чем Сам засвидетельствовал, говоря: **Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию**. Но каким образом станут здоровыми те, кто болен, и как будут каяться грешники? Неужели оставаясь непоколебимыми в себе или, напротив, значительно изменив образ жизни, через который и болезнь ненужную получили, и множество грехов совершили? Невежество, мать всех грехов, уничтожается знанием. Следовательно, и Господь дал ученикам Своим знание, через которое Он исцелял страдающих и удерживал от греха грешников. //**Против ересей.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Великое и чудное заключается в том, чтобы утвердить не стоящее, а падающее. Так и Христос пожелал спасти погибающее (ср. [[new:mf:18:11|Мф. 18:11]], [[new:lk:19:10|Лк. 19:10]]), и спас многих, придя и призвав нас, уже погибавших. //**Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== <...> как врачи на земле, когда посещают какое-нибудь место, всегда навещают больных и запрашивают о больных, оставляя в стороне здоровых, от которых не получают никакой выгоды, между тем как больные и уязвленные всегда усердно обращаются к врачу, так и Христос пришел к больным, сознающим свои язвы, вызванные дурными страстями, и которые ищут Сего Врача и нуждаются в Нем, как Сам Он сказал: «**Не требуют здравии врача, но болящии**». Но врачи на земле за свое лечение тел взимают денежное вознаграждение, а Благой и Прекрасный и Единый наш Врач Иисус Христос в виде вознаграждения приемлет здравие и исцеление душ наших, и не только приемлет, но вместе с врачеванием питает духовной пищей и напояет душу, облекает ее Духом Святым и одеждами света небесного, и обручает с Собою, и приемлет — как прекрасную невесту — в неизреченное общение Духа (все души, восприемлющие таковое познание и веру и правое произволение). О, беспредельное человеколюбие Благого Врача нашего! Потому что Господь и начал Свою деятельность с видимых нужд человеческих, исцеляя в пустыне немощствующих и больных; и когда апостолы хотели отпустить людей голодными, Он не допустил сего, но исцелил и накормил их даром. Так и теперь по Своему человеколюбию Господь вместе с исцелением нашей души от ужасных язв и ран — для людей неисцельных, то есть от скрытых страстей души, — также и питает и напояет ее от Духа Своего, и облекает наготу ее в небесные одежды Божественного света, и невестой обручает ее Себе в общение Духа Святого. //**Собрание рукописей типа I. Слово 63.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Так и мы, удостоенные быть пастырями стада Христова, должны есть и пить со всеми и не оскорблять своих пасомых отказом участвовать в их трапезе. С овцами по-овечьи и жить надобно, то есть не чуждаться приличий и обычаев, принятых между пасомыми. Нужно, по апостолу, //всем быть вся, чтобы спасти по крайней мере некоторых// [[new:1kor:09:22|(1Кор. 9,22)]]. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Он сказал, что праведники здоровы, а грешники больны. Больной самонадеян в силах своих, но и, как сказано, //исполина не защитит великая сила// [[old:ps:032:16|(Пс. 32:16)]]. Ибо если у больного и появляются силы, то это не сила здоровых, но сила безумцев. Безумцы же, хотя и больны, считают себя здоровыми и потому не ищут врача, но, напротив, иногда даже набрасываются на него с кулаками. Подобно сему, своим высокомерием они избивают Христа, считая, что Его щедрая помощь не нужна тем, кто ищет праведности в заповедях закона. Потому пусть прекратят безумствовать, пусть поймут, что их воля свободна не для того, чтобы гордынею отвергать Его помощь, но чтобы дать им возможность благочестиво воззвать ко Господу. Свободная воля становится свободной по мере ее выздоровления, и выздоравливает по мере ее подчинения божественной милости и милосердию. ---- Молитесь о нас, дабы спасены мы были спасением, о котором сказано: **...не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников** (ср. [[new:mf:09:12|Мф. 9:12-13]]). Посему молитесь о нас, чтобы мы стали праведны. Это недоступно человеку, пока он сам не узнает и сам не захочет, но случается, как только преисполнится он желания. Однако само это в нем не произойдет, пока благодать Духа Святого не исцелит и не придет к нему на помощь. //**Послания.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Слова: **Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию**, многие толкуют в свете идущей вслед за этим фразы: **Не здоровые имеют нужду во враче, но больные**. Другие, однако, толкуют их более буквально: **Я пришел призвать не праведников**, - то есть не существует абсолютно праведных, так как все грешны; **но грешников** - то есть тех, которыми полон мир, как сказал об этом Давид: //«Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного»// (ср. [[old:ps:011:02|Пс. 11:2]]) и //«Развратились они и совершили гнусные дела»// (ср. [[old:ps:052:02|Пс. 52:2]]). //**Беседы против пелагиан.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** См. Толкование на [[new:mk:02:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 2:13]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными грешных. Под здоровыми или праведными Он разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, а потому не чувствовали и нужды в Нем, как Спасителе, а под больными или грешными – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и потому ищущих сближения с Господом, каковы те, с которыми напр. Он возлежал теперь на вечери у Левия. У евангелиста Матфея [[new:mf:09:13|(Мф. 9:13)]] прибавлены здесь еще слова: //шедше научитеся, что есть// (что значит): //милости хощу, а не жертвы//. Эти слова из книги пророка Осии [[old:os:06:06|(Ос. 6:6)]]. Ими Иисус Христос, конечно, не осуждает жертв, приносимых при известных случаях, так как Сам Бог учредил их чрез законодателя Моисея; но слова эти значат то, что милосердие для Господа приятнее, чем жертвоприношение, так как милосердие служит выражением любви. „Эта-то любовь заставляет и Меня искать общения с мытарями и грешниками“, как бы так замечает Иисус Христос. „Я желаю не жертвы вместо милости, а милости вместо жертвы“, как бы так еще говорит Господь указанными словами пророка. С другой стороны, этими словами Иисус Христос особенно осуждает жертвы фарисеев, которые по большей части состояли только в форме, а не сопровождались добродетельной жизнью и благочестивым чувством: ибо из жертв Господу угодны только те, которые соединяются с соответственными чувствами и богоугодной жизнью. **Не приидох** (Я не пришел) **призвати праведники** (праведников), **но грешники на покаяние**. Эти слова имеют отношение также к фарисеям, которые в самомечтании считали себя праведниками. Правда, Господь пришел призвать и таких людей, какими были фарисеи, Он пришел призвать всех ко спасению – но призвание сих людей было бесполезно, пока они не перестанут мечтать о своей праведности: ибо они неспособны послушаться призвания. Слова Господа мнимым праведникам-фарисеям можно выразить так: „Только больной имеет нужду во враче, точно также только грешники чувствуют нужду в Спасителе, а вы, фарисеи, почитающие себя чистыми и праведными, вы не чувствуете во Мне нужды и не обращаетесь ко Мне за помощью. Я пришел спасти грешников, и вот почему имею с ними такое близкое общение, – вместе с ними ем и пью. Впрочем, и вы напрасно считаете себя чистыми и праведными потому только, что исполняете внешние обряды. Обратите ваше внимание на слово Божие, знанием которого вы хвалитесь. Пророк Осия говорит от лица Божия: //милости хочу, а не жертвы//, т. е. Я ценю гораздо более, ставлю гораздо выше дела любви и милосердия, чем внешние законные жертвы, в исполнении которых вы поставляете свою праведность“ (Душ. Чт. 1861 г.) //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию** См. Толкование на [[new:mk:02:15#lopuxin_ap|Мк. 2:15]] [<10>]