[<10>] ====== Толкования на Мк. 2:18 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся** Не ограничивай благо поста, воздерживаясь только от яств, ибо истинный пост состоит в отчуждении от злых дел. Разорви все узы неправды, прости ближнему обиду, прости ему его долги. //**О посте.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-20 **Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни** Иоанновы ученики, как еще несовершенные, держались иудейских обычаев. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу представляли их в пример и винили Его за то, что ученики Его не постятся наравне с теми. А Он говорил им: ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя //"Женихом"// не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него, и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона. В самом деле, что за труд креститься? И однако в этом легком деле обретаем спасение. //"Сыны чертога брачного"// суть апостолы, потому что они сподобились радости Господа и соделались причастниками всякого небесного блага и утешения. Можешь понимать и так, что всякий человек, когда совершает добродетель, есть //"сын чертога брачного"//, и доколе имеет при себе Жениха-Христа, не постится, то есть не оказывает дел покаяния; ибо зачем каяться тому, кто не падает? Когда же отымется от него Жених-Христос, когда, то есть он впадет в грех, тогда начинает поститься и каяться, чтобы уврачевать грех. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся** Ответ Иисуса Христа на вопрос: **почему ученики** Его **не постятся, а Иоанновы и фарисейские постятся**? – передается еванг. Марком совершенно одними и теми же словами, как у еванг. Матфея [[new:mf:09:14|(Мф. 9:14-]][[new:mf:09:17|17)]]. Вопрос этот возник потому, что Иоанн Креститель как сам был строгим постником – живя в пустыне, он питался акридами и диким медом [[new:mk:01:04|(Мк.1:4,]][[new:mk:01:06|6;]] [[new:mf:11:18|Мф.11:18)]]; так учил поститься и своих учеников. И фарисеи соблюдали строгие [[new:mf:06:16|(Мф. 6:16)]] посты, – например, сверх всенародных иудейских постов они держали ещё свои, – двакраты в неделю, как говорил о себе фарисей в притче о мытаре и фарисее [[new:lk:18:12|(Лк. 18:12)]]. Иисус же Христос, имевший со временем учредить пост и в Своей христианской церкви, по известным причинам (как увидим ниже из ответа), пока не требовал поста от Своих учеников. И ученики Иоанновы недоумевали, каким образом без подвижничества Христос мог побеждать страсти, чего не мог сделать их учитель Иоанн (Феоф.). **Не постятся**, это значит: менее постятся, а не то, что совсем не постятся. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно понимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения. Так напр. в Еванг. Матфея Господь говорит: //не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться// [[new:mf:06:25|(Мф. 6:25)]]. Это учение Христово разве может означать то, чтобы совсем не заботиться о телесных нуждах? Нет; в известных пределах необходимо заботиться и об этом. Трудиться для удовлетворения сих нужд повелевает и Сам Господь, и Его апостолы. „Следовательно, не беззаботности научает Господь сими словами, а запрещает излишнюю заботливость“ (Мих.). – Как же Господь ответил на предложенный Ему вопрос о посте? Он ответил тремя сравнениями или притчами, которые имеют один общий смысл, что во всем надобно соблюдать осторожность и сообразоваться со временем. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-22 **Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые** (См. комментарии к [[new:mf:09:14#lopuxin_ap|Мф. 9:14–17]]). Евангелист Марк только указывает со своей стороны на то, что вопрос Христу был предложен не учениками Иоанна и фарисейскими, а кем-то другим (//«приходят и говорят»// – безличное выражение) об учениках Иоанна и фарисейских. Вероятно, это были книжники, но не из фарисейской партии, которые интересовались тем, как Христос решает вопрос о соблюдении традиционных постов (ср. [[new:mk:02:16|стих 16]]). Затем в [[new:mk:02:19|19-м стихе]] евангелист Марк употребляет прямое обозначение «//поститься//» вместо описательного выражения Матфея «//печалиться//». Другие особенности, касающиеся только стиля, не имеют нужды в изъяснении. ===== Прот. Александр Шмеман ===== **Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся** См. Толкование на [[new:mf:09:15#prot_aleksandr_shmeman|Мф. 9:15]] [<10>]