[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали** Посмотри на милосердие Владыки: Он поставил сухорукого посередине (ср. [[new:lk:06:08|Лк. 6:8]]), чтобы смягчить их видом его несчастья и чтобы, сломленные этим видом, они отбросили прочь лукавство, устыдились этого человека и прекратили вести себя подобно животным. Однако эти неукротимые человеконенавистники предпочитают скорее навредить славе Христовой, нежели увидеть сухорукого спасенным. Со всех сторон они выказывают свое лукавство и пытаются воспротивиться Христу настолько рьяно, что препятствуют Ему оказывать благодеяния другим. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали** Что могли они ответить? Простой, ясный, мудрый вопрос Господа сразу обличал всю нелепость их позиции. В самом деле: что сказать? Сказать, что добро делать в субботу можно, это значило признать допустимыми и исцеления, а это производило уже коренную ломку в их взглядах и учении о субботе. Более того: это значило признать перед всем народом несправедливость злостных нашептываний и нападок на Иисуса и ошибочность собственных суждений. Профессиональное самомнение и гордость книжников допустить этого не могли. С другой стороны, сказать, что в субботу можно делать зло и оставить человека погибать без помощи, было до такой степени нелепо и так не вязалось со значением субботы как дня, посвященного Богу, что даже их отупевшая совесть и извращенный в своем фанатизме ум понимали это. Кроме того, простой народ сердцем почувствовал бы всю фальшь и возмутительную жестокость такого ответа, а поколебать свой авторитет среди народа — это для фарисея было хуже всего. Господь примером доказал, что в субботу делать добро можно. В этом эпизоде яснее, чем где-либо фарисеи выявили свое сухо-формальное отношение к религиозным установлениям. По их понятиям, действительно, человек был ради субботы, а не суббота человека ради. Пусть человек гибнет, пусть он упустит, быть может, единственную для него возможность получить исцеление от Великого Пророка, но закон о субботнем покое должен быть соблюден. Такова их точка зрения. Но Господь, как всегда, верен Себе. У Него и здесь на первом плане вопрос о человеке, и если для его спасения надо нарушить закон о субботе в его буквальном понимании, Он не колеблется это сделать. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали** См. Толкование на [[new:mk:03:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали** Понятно, что если человек, имея случай и возможность спасти жизнь ближнего своего, не делает этого, то он становится повинным в смерти его; или если человек, имея случай и возможность сделать другому какое-либо добро, не делает сего, то он делает тому зло. Посему при виде сухорукого Господь и спрашивает фарисеев: должно ли в субботу облегчить страдания сего несчастного – что дозволено (**достоит**) **делать в субботу, добро или зло? душу спасти или погубить**? – или же оставить его страдать? **Они же молчали** (молчаху). Фарисеи, конечно, не могли не сознавать, что должно сделать добро, облегчить страдания; но так как имели извращённые понятия о субботнем покое, потому и могли думать, что это лучше сделать не в субботу (как однажды при другом случае и высказал начальник синагоги: //есть шесть дней, которые должно делать – в те приходите исцеляться, а не в день субботний// [[new:lk:13:14|(Лк. 13:14)]]: а от этого и молчали, ничего не отвечая на вопрос Христов. У еванг. Матфея, при исцелении сухорукого, Христос указал фарисеям на то, что они сами в субботы делают благодеяния напр. своим домашним животным. //Он сказал им: кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возмет ее и не вытащит// [[new:mf:12:11|(Мф. 12:11)]]? Т. е. если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарисеям–лицемерам: „да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найти повод упрекнуть Меня“ (Тр. лист.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали** //«Добро делать»// – делать вообще добрые похвальные дела (ἀγαθόν ποιῆσαι). В чем состоит «доброе дело», которое имел здесь в виду Иисус, Он сейчас же разъясняет. Если не помочь несчастному, когда можно, это значит предоставить его в жертву верной смерти. Очевидно, что сухорукий имел серьезную опасную болезнь, так называемую атрофию мускулов, которая должна была идти прогрессивно, и Господь не только исцелил ему одну руку, но уничтожил и саму болезнь в её корне. На вопрос Христа фарисеи ничего не могли ответить: согласиться с Христом они не хотели, а противоречить высказываемому Им в этом вопросе взгляду они не находили основания, так как шестая заповедь прямо говорила: //«не убий»//. [<10>]