[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:8 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве** См. Толкование на [[new:mk:03:06#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:6]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве** **Из** (от) **Иерусалима**. Иерусалим находился в Иудее (15), но евангелист упоминает о нем особенно, вероятно для того, чтобы показать, что за Господом следовали жители не только сел и незначительных городов, но и столичных, каков был Иерусалим, – т. е. более образованные, богатые и сильные люди (Мих.). **От** (из) **Идумеи**. Это была особая область южнее Иудеи, населенная Едомлянами или Идумеянами. Идумея – греческий перевод слова Едом. Едомом был назван сын Исаака, брат Иакова, Исав, и народ, происшедший от него, назывался Едомлянами или Идумеянами. Во время вавилонского плена Идумеяне расселились и заняли большую часть южной Палестины около Мертвого моря, и некоторые даже перешли в Иудейскую веру. Эти-то Идумеяне, Иудейской веры, конечно, и следовали за Христом. Быть может, это были самые Иудеи, в земле Идумейской. **Со оного полу Иордана** (из-за Иордана). Это были Иудеи, жившие на восточной стороне Иордана в так называемой Пepeе или Галааде (ст. 4, 1 гл.). **И от Тира и Сидона** (живущие в окрестностях Тира и Сидона). 3десь разумеются природные иудеи или перешедшие из язычества в иудейство, так называемые прозелиты. Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морской торговлей, города Финикии, области, соседней с Иудеей. (См. карту). Могли быть и язычники из этих мест. И они, слыша о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, приходили к Нему, тем более что у них было в то время, хотя и смутное, ожидание какого-то необыкновенного человека в Иудее. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве** Евангелист Марк насчитывает семь областей или мест, откуда пришли ко Христу люди. Это число, очевидно, здесь имеет символическое значение. Оно означает полноту стран или областей Палестины. Даже отдаленные Идумея и Финикия прислали своих представителей ко Христу. Но если о галилеянах и жителях Иудеи сказано, что они «последовали» за Христом [[new:mk:03:07|(стих 7)]], то об иерусалимлянах и далее упоминаемых обитателях Палестины евангелист говорит только, что они «//пришли//» и, может быть, только смотрели на то, что будет совершать Христос. [<10>]