[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:17 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"** Гром образуется, когда сухой и сильный ветер, заключенный в полостях облака и с напряжением вращающийся в этих облачных пустотах, ищет прохода наружу. Находящиеся под сильным давлением облака сопротивляются этому и, в результате трения о них ветра, производят такой резкий звук. Однако всякий раз, когда, подобно надутым водяным пузырям, они более не могут противостоять наполняющему их ветру и уже с трудом удерживают его в себе, то начинают совершать громовые удары, будучи с силой разрываемы и пропуская ветер к выходу вовне. Это же обычно производит и молнию. Таким образом Сам Господь, сущий на водах (ср. [[old:ps:028:03|Пс. 28:3]]), творит великие громовые удары и посредством нежного естества воздуха производит такой чрезвычайный шум (ср. [[old:is:29:06|Ис. 29:6]]). Применительно к церковной жизни для нас громом возможно назвать также передачу людям догматов, которая посредством евангельского громогласия производится в душах уже совершенных, после принятия ими крещения. Ибо то, что Евангелие представляет из себя некое подобие грома, доказывают также и переименованные Господом ученики, которым Он публично присвоил имя **«сыны грома».** //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"** Под громом здесь подразумевается евангельская проповедь. Ибо как громовой глас представляет собой небесный вопль, сила которого превосходит любой звук, издаваемый людьми, так и евангельская проповедь, тоже будучи по природе небесной, содержит в себе нечеловеческую мощь. Ведь не от человеческого намерения она происходит, но силою Бога наполняет весь мир. //**Комментарии на Псалмы.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"** Бывших с Иаковом Он назвал **«сынами грома»**. Почему Он так сделал? Чтобы показать, что Он есть Тот, Кто дал Ветхий Завет и Кто в нем менял имена: Аврама назвал Авраамом [[old:gen:17:05|(Быт. 17:5)]], Сару - Саррой [[old:gen:17:15|(Быт. 17:15)]], Иакова - Израилем [[old:gen:32:28|(Быт. 32:28)]]. Существовало также такое обыкновение во времена Ветхого Завета: давать людям имена в знак того, что с ними произошло, как это делала Лия [[old:gen:29:32|(Быт. 29:32]], [[old:gen:30:11|30:11]], [[old:gen:30:13|13]], [[old:gen:30:18|18]], [[old:gen:30:20|20]]). Было же это не просто так, но чтобы ношение имени служило напоминанием о Божьем благодеянии и чтобы пророчество имен внушало слышащим их постоянную память. //**Гомилии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"** «Иакова... и Иоанна... Воанергес», то есть «сынами грома», или гремящими провозвестниками Евангелия. //**Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы"** См. Толкование на [[new:mk:03:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:13]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»** См. Толкование на [[new:mk:03:16# prot_ioann_buxarev |Мк. 3:16]] ===== Лопухин А.П. ===== **Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»** Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте). «Воанергес, то есть //«сыны громовы»»//. Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – //«сыны грома»//[[new:lk:09:54| (Лк. 9:54)]]. Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата (Евфимий Зигабен). Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом». [<10>]