[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:18 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита** См. Толкование на [[new:mk:03:13#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 3:13]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита** Не следует оставлять без внимания тот факт, что у Матфея было два имени: его также называли Левием, т.е. именем, которое содержит в себе свидетельство об особенной благодати, которая ему была дана. Это имя переводится как «причисленный» или «избранный», что означает, что он избран был Богом и причислен к апостолам. Этим именем его предпочитали называть Марк и Лука, чтобы не слишком напоминать своему товарищу по трудам евангельским о его прежней жизни (ср. [[new:mk:02:14|Мк. 2:14]], [[new:lk:05:27|Лк. 5:27]]). Потому и при составлении списка двенадцати апостолов они назвали его только Матфеем, не упомянув имени Левий (ср. [[new:lk:06:15|Лк. 6:15]]). В дальнейшем сам Матфей, когда рассказывает, как он был призван с места сбора податей (ибо сказано: //Праведник - первый обвинитель себе// [[old:pr:18:18|(Прит. 18:18)]]), называет себя обычным именем, однако в перечне двенадцати апостолов добавляет слово «мытарь»: //Фома и Матфей мытарь// [[new:mf:10:03|(Мф. 10:3)]]. Тем самым он вызывает больше доверия к делу спасения у мытарей и грешников. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 18-19 **Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его** **Варфоломея**. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом [[new:in:01:45|(Ин. 1:45)]]. **Матфея**. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. **Иакова Алфеева**. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. **Фаддея**. Фаддей иначе Леввей, это – Иуда Иаковлев [[new:lk:06:16|(Лк. 6:16)]], Первое его имя – Иуда; Леввеем назван он, при избрании в апостольское звание, в отличие от соимённого ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.); Фаддеем же назван при крещении. **Симона Кананита**. Название Кананит производят некоторые от города Каны, предполагая, что Симон происходил из этого города. Он прозывается еще //Зилотом//, т. е. ревнителем [[new:lk:06:15|(Лк. 6:15;]] [[new:act:01:13|Деян. 1:13)]], потому что прежде призвания принадлежал к иудейской секте Зилотов – строгих ревнителей закона Моисеева, позволявших себе, впрочем, некоторые своевольства. **Иуду Искариотскаго**. Так называется Иуда предатель потому, что происходил из города Кариота [[old:nav:15:25|(Нав. 15:25)]]. „Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, Иисуса Христа). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным“, замечает при этом Златоуст. – Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского,который и предал Его** Объяснение имен апостолов см. в комментариях к [[new:mf:10:02|Мф. 10:2–4]]. Выделив двенадцать, Христос этим самым положил основание Церкви как общества видимого и имеющего свою иерархию. [<10>]