[<10>] ====== Толкования на Мк. 3:23 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Как может сатана изгонять сатану?** Как ты можешь в хорошем деле опираться на плохое? Как ты можешь, борясь в себе с какой-либо скверной, заласкивать в себе же другую неправду? Разве эта последняя неправда, будучи укрепляемой, позволит тебе выгнать сродное себе? Разве сатана (зло) выгонит сатану (другое зло)? //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Августин ===== **И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану** Вот что говорит Господь: «Не может сатана изгонять сатану». Если кто-либо именем самых низких сил изгоняет демона и при этом полагает, будто эти слова Господа не верны, то пусть вдумается в их смысл. Сатана, даже если он сохранит тело человека и его чувства в невредимости, делает это для того, чтобы добиться еще большего: вероломного подчинения воли этого человека. Таким путем сатана не выходит, а еще глубже входит - для того чтобы действовать ему в человеке, как об этом сказано было апостолом: ...//по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления// [[new:ef:02:02|(Еф. 2:2)]]. Сатана не приводил в беспорядок их телесные чувства, и не истязал, и тела их не сотрясал, но царствовал в воле, или же, вернее, в их алчности. //**О различных вопросах.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 23-27 **И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его** Опровергает ненавистливых иудеев неоспоримыми примерами. Как возможно, - говорит, - бесу изгонять бесов, когда и в обыкновенных домах видим, что пока живущие в них мирны, дома стоят благополучно, а коль скоро произойдет в них разделение, - падают? Как возможно, - говорит, - чтобы кто расхитил посуду крепкого, если наперед не свяжет его? Эти слова означают следующее: "сильный" есть диавол; "вещи" его суть люди, служащие ему вместилищем. Таким образом, если кто наперед не свяжет и не низложит диавола, то как он может расхитить у него сосуды его, то есть беснующихся? Поэтому, если Я расхищаю сосуды его, то есть освобождаю людей от насилия бесовского, то, следовательно, Я наперед связал и низложил бесов, и оказываюсь врагом их. Итак, как же вы говорите, что Я имею в Себе веельзевула, то есть, что Я изгоняю бесов, будучи другом их и волшебником? ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану** **В притчах** (притчами) **глаголаше** (говорил). Притча, это – речь, выраженная в каких-либо образах или предложенная иносказательно, т. е. где говорится об одном., большей частью житейском, обыденном, а нужно понимать о другом – о высшем, духовном. Притча – не то, что басня, где допускается много и неправдоподобного, напр. разговор животных, растений, это – род загадки. Притча употребляется для того, чтобы нагляднее объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет. Притчи употреблялись и древними пророками, а во времена Иисуса Христа они были особенно в большом употреблении, и Господь Иисус Христос часто учил притчами, как видим в Евангелии. Он учил так потому, что учение, предложенное в притчах, и понятнее, и занимательнее – понятно и для детей, и занимательно для людей всякого возраста, пола и состояния. Для того, чтобы доказать, что нельзя изгонять сатану силой же сатаны, Господь Иисус Христос приводит две притчи, или уподобления. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 23-30 **И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух** Евангелист Марк не говорит, как Матфей, что Христос проник в мысли Своих противников: по его представлению, книжники высказывали свои обвинения открыто. Но он один отмечает, что Господь отозвал книжников в сторону от толпы и говорил им притчами, т. е. сравнениями (до 30-го стиха). См. комментарии к [[new:mf:12:25|Мф. 12:25–32]]. //«Но подлежит он вечному осуждению»// [[new:mk:03:29|(стих 29)]]. По Тишендорфу: «//вечному греху будет повинен//» (ἁμαρτήματος, ῥ не κρίσεως, как в нашем Textus Receptus). Это значит, что виновный навсегда привязан ко греху, не может от него отстать (такое же значение имеет и предшествующее выражение: «тому не будет прощения вовек»). Отсюда еще нельзя выводить прямого заключения о том, что будет в загробной жизни. С ясностью только сказано, что грех на человеке будет тяготеть всегда – не будет такого периода, когда бы он почувствовал себе облегчение: Но и наше чтение в Textus Receptus имеет немало оснований (см. Тишендорф, с. 245). Если принять его, то здесь речь идет, несомненно, о вечном осуждении грешника. [<10>]