[<10>] ====== Толкования на Мк. 4:1 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-2 **И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много** Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако, опять повинуется Ей, ибо ради Нее выходит к морю. Садится в лодку для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не иметь позади Себя. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря** **И паки** (опять Иисус Христос) **начат учити** (начал учить) **при мори**. Это – второй раз Иисус Христос учит при море (о первом чит. в [[new:mk:03:07|Мк. 3:7]]). **Самому влезшу в корабль, сидети в мори** (Он вошел в лодку и сидел на море) – для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы удобнее было Ему учить, а народу слушать. Так Он сделал, когда и в первый раз учил при море ([[new:mk:03:07|Мк. 3:7]] и [[new:mk:03:09|3:9]]). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря** //«И опять»//. Это уже третий случай, когда Христос предлагает Свое учение на берегу моря (ср.[[new:mk:02:13| Мк. 2:13,]] [[new:mk:03:07|3:7]]). Множество народа. Толпа очень возросла в числе, как показывает стоящее при слове «//толпа//» прилагательное в превосходной степени πλεῖστος (так по Тишендорфу; в нашем тексте только πολύς – положительная степень), так что Христос был вынужден для удобства при произнесении проповеди сесть в лодку, которая стояла у самого берега. //«А весь народ был на земле, у моря»//. Толпа, по-видимому, ищет не чудес, а поучения и относится очень благосклонно к Великому Учителю. Толпа эта собиралась с чрезвычайной быстротой (у Тишендорфа поставлено συνήχθη – аорист, как в Textus Receptus, очевидно, для обозначения именно этого быстрого устремления толпы за Христом). Следовательно, согласно Евангелию Марка, Христос сначала учил при море только Своих учеников, а потом уже сюда собралась целая толпа слушателей, тогда как по Евангелию Матфея [[new:mf:13:01|(Мф. 13:1)]], Господь начал учить уже после того, как на берег собралась толпа народа. [<10>]