[<10>] ====== Толкования на Мк. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **слушайте: вот, вышел сеятель сеять** Что это за притча? Сказано: ...**вышел сеятель сеять**. Откуда и как вышел Вездесущий и Всеисполняющий? Вышел не в смысле места, но в смысле отношения и попечения о нас, став ближе к нам через облечение в плоть. Поскольку не могли мы войти, так как прегрешения заграждали нам вход, то Он Сам вышел к нам. //**Гомилии на Евангелие от Матфея.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **слушайте: вот, вышел сеятель сеять** Рассмотрим, возлюбленные, как Владыка постоянно показывает нам будущее Воскресение, начатком которого Он сделал Господа Иисуса Христа, воскресив Его из мертвых (ср. [[new:1pet:01:03|1 Пет. 1:3]]). Увидим, возлюбленные, как воскресение совершается во всякое время. День и ночь являют нам воскресение: ночь ложится спать - день встает; день уходит - наступает ночь. Возьмем также плоды: как и каким образом происходит посев? Вышел сеятель и бросил семена в землю (ср. [[new:mf:13:03|Мф. 13:3-9]], [[new:lk:08:05|Лк. 8:5-8]]), и они, упав на землю сухими и непокрытыми, истлевают. Затем из нетления величие промысла Владыки воскрешает их, и из одного вырастает множество и дает плод (ср. [[new:1kor:15:35|1 Кор. 15:35-38]]). Также рассмотрим необычайное знамение, бывающее в восточных странах, то есть в Аравии. Ибо там находится птица по имени «феникс». Будучи единственным отпрыском, она живет пятьсот лет. Приближаясь же ко времени смерти, она делает себе гнездо из Ливана и смирны, а также разных других благовоний и по исполнении времени в него ложится и умирает. После этого из ее сгнивающей плоти рождается некий червь, который, питаясь соками умершего животного, со временем оперяется. Затем, когда вырастает большим, он берет гнездо с лежащими в нем костями его предка и с этою ношею перелетает из Аравийской земли в Египет, в город, называемый Гелиополь; и прилетая днем, на виду у всех кладет гнездо на алтарь солнца и улетает обратно. Тогда жрецы смотрят в свои летописи и обнаруживают, что он прилетал по исполнении пятисот лет. Так и мы, посчитаем ли великим и удивительным, если Создатель всего сотворит воскресение тем, кто в уповании благой веры (ср. [[new:lk:14:14|Лк. 14:14]], [[new:in:05:29|Ин. 5:29]]) достойно Ему послужил, раз Он и с помощью птицы открыл нам величие Своего обещания?! //**Первое послание к Коринфянам.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Вот, вышел сеятель сеять** Семя есть слово Божие [[new:lk:08:11|(Лк. 8:11)]], а сеятель — Господь. Он вышел в мир сеять семена Своего Божественного слова, семена жизни, сеет до сих пор и будет сеять до скончания века. Так незримый Господь ходит и ныне по вселенной. Он ходит по дорогам и распутьям, по городам и селениям и по домам и бездомьям. Дни и ночи ходит Он, спасая человеческие души. И каждому человеку на тропе его жизни встречается Господь и каждого обвеет Своим дыханием... Сладкий миг. И вместе — о, какой это страшный момент! Неужели не откликнется душа? Неужели не повернется к Божественному призыву? Неужели она лишь на миг всколыхнется и разойдется со Христом, и опять поскользит по зыбкому распутью? Веяние Божия зова слышится в голосе совести, в призывах Церкви, в обстоятельствах жизни. Бывают и особые призывы Божии, как явные встречи с Христом. Душе надо откликнуться, надо схватить этот славный миг и отдаться милующему Богу. Какие условия отклика? //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **слушайте: вот, вышел сеятель сеять** Истинно творческая премудрость, или всеведение, видны в этой притче. Спаситель в совершенной ясности знал, что бывает и будет во все времена со словом Божиим. Господь видел пред Собою много народа, который с жадностию слушал Его учение, но в то же время видел и расположения душевные всех и каждого и потому направил эту притчу против всех как обличение и, вместе, как урок. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **слушайте: вот, вышел сеятель сеять** См. Толкование на [[new:mk:04:02#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 4:2]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **слушайте: вот, вышел сеятель сеять** Господь предлагает притчу о сеятеле. В этой притче, под образом сеяния семени на поле, Он представляет дело Своего проповедания или учения: так как между тем и другим большое сходство. 1) Как сеятель бросает семя на землю, так Он или всякий проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей. 2) Как из земли произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушателей добрые дела. 3) Семя произрастает различно – хорошо растёт на хорошо приготовленной, худо – на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение, а иные слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учения. В притче о сеятеле Господь показывает, как трудно устроение царства Христова или Церкви Божией среди испорченных грехом людей. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-9 **слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит** Первая притча – о сеятеле, которая приводится в этих стихах, представляет собой повторение того, что содержится в Евангелии Матфея [[new:mf:13:03|(Мф. 13:3–9)]]. Но евангелист Марк является здесь более других синоптиков (ср. [[new:lk:08:04|Лк. 8:4–8]]) щедрым в сообщении деталей притчи. Так, он один имеет выражения: //«и оно не дало плода»// [[new:mk:04:07|(стих 7)]], плод //«взошел и вырос»// [[new:mk:04:08|(стих 8)]] и др. [<10>]