[<10>] ====== Толкования на Мк. 4:33 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Проповедовал (Господь) им (ученикам) слово, сколько они могли слышать** Уразуменье Божия слова дается по мере твоей внутренней способности воспринять это слово, а потому молись с пророком: «//Открой очи мои (глаза моей души), и увижу чудеса (уразумею всю чудесную глубину) закона Твоего//» [[old:ps:118:018|(Пс. 118:18)]]. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать** См. Толкование на [[new:mk:04:30#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк 4:30]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 33-34 **И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все** Им, т. е. народу, **слово**, это – учение о царствии Божием, **якоже можаху слышати** (сколько могли слышать), т. е. понимать проповедуемое учение. **Без притчи же не глаголаше им словесе** (не говорил), т. е. не говорил в это именно время; но в другое время Господь говорил и открыто, без всяких притчей, так как Он учил не одними только притчами [[new:mf:13:34|(Мф. 13:34)]]. **Особь же** (наедине) **учеником Своим сказаше вся** (изъяснял все): потому что ученики, обращаясь постоянно с Господом, были уже более способны понимать учение Его, чем простой народ – им уже дано было, как сказал им Сам Господь, знать тайны царствия Божия [[new:mf:13:11|(Мф. 13:11)]]. С другой же стороны, так как Апостолы и сами скоро должны были сделаться учителями вселенной; то и необходимо было для Господа особенно приготовлять их к сему делу – объяснять им наедине то, что говорилось народу притчами. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-34 **И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все** Евангелист заключает отдел притчей тремя замечаниями о приточном способе учения Христова. Прежде всего он сообщает, что **«таковыми»**, т. е. подобного рода притчами Господь обычно говорил **«им»**, т. е. народу (ср. [[new:mk:04:01|стих 1]]). При этом Господь принимал во внимание способность Своих слушателей к слушанию и разумению Его учения – говорил так и столь долго притчами, насколько народ мог без утомления Его слушать. Во-вторых, евангелист отмечает, что Господь каждую Свою проповедь непременно соединял с какой-нибудь притчей или же облекал в фигуральные выражения. В-третьих, евангелист отмечает, что Господь **«наедине»**, после, всё разъяснял Своим ученикам. Отсюда с очевидностью выходит, что народ вообще не понимал как должно приточного учения Христа о Царстве Небесном и видел во Христе простого нравоучителя, подобного тем раввинам, которые для иллюстрирования своих положений нередко прибегали к разного рода притчам. [<10>]