[<10>] ====== Толкования на Мк. 5:2 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом** См. Толкование на [[new:lk:08:27#svt_grigorij_palama|Лк. 8:27]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 2-5 **Встретил Его (Христа) вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни** Здесь образ человека, находящегося в плену зла, в руках сатаны. Такой человек живет, как в гробах, потому что его жизнь есть путь смерти. На высотах самовлюбленности, на крутизнах гордости, на утесах эгоистической самости (...я сам лучше других, умнее других... кто авторитет для меня?), в ложбинах греха, в ущельях одной неправды, лжи, в пропастях смертных падений — вот тропинки его пути. «Он жил в гробах»... Он живет в скалистых стремнинах... Там нет жизни: ни растения, ни зверя... Это путь смерти! На этом пути смерти человек уже не выносит ничего, что не подходит к этому пути, отрицает его и осуждает. Душа, порабощенная злом, как будто продалась своему хозяину и за совесть работает на него. Отбрасывается, коверкается, уничтожается все, что пытается выправить душу или только содержит намек на другой мир, отличный от мира зла. Все это вызывает бешеную ненависть, и человек, как безумный, рвет все связи жизни добра. Он рвет связи чести, совести, долга, рвет семейные связи и, наконец, добирается до Бога и хулит Его и рвет святые веленья, твердые как оковы, веленья Божия закона. И кто может укротить его? Его хозяин, которому он продался, — зло, диавол. И только он властен над ним, и только ему он работает. Жалкое состояние, ужасное состояние! Ты думаешь, что за рабство диаволу человек имеет счастье? Вот его счастье: «всегда, днем и ночью, он кричал и бился о камни». Вечная тревога, вечное недовольство, вечная погоня за неуловимым «нужным для жизни». Бесконечный круг недовольства, тупиков и какой-то нескончаемой пустоты кругом, при всех усилиях наполнить жизнь. И, конечно, крик пустоты... Крик без устали, ночью и днем, как печать отверженности. И окружающее очень скоро обращается в то, что оно есть, человек зла живет в горах. Понятно, что кругом его голые камни зла, и он бьется о камни, бьет ноги до крови, бьет руки... Камни давят грудь. Он весь в ранах кругом от пути смерти. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом** См. Толкование на [[new:mk:05:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 5:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом** У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, paзноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа [[new:mf:27:44|(Мф. 27:44;]] [[new:mk:15:32|Мк. 15:32)]]; Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем [[new:lk:23:39|(Лк. 23:39-]][[new:lk:23:43|43)]]. **Человек, одержимый нечистым духом** (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. [[new:mk:01:23|(Мк. 1:23)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом** Здесь мы находим, очевидно, повествование о том же событии, о котором сообщает евангелист Матфей ([[new:mf:08:28|Мф.8:28]] и сл.). Марк говорит, однако, об одном бесноватом, а не о двух, как Матфей, но это значит только, что Марк считал нужным сказать о том из двух бесноватых, который был наиболее известен тамошним жителям своей силой и злобой. Исцеление этого бесноватого, конечно, произвело большое впечатление на народ и учеников Христовых. //«Одержимый»//... (см. [[new:mf:04:24|Мф.4:24]]). [<10>]