[<10>] ====== Толкования на Мк. 5:43 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **(Совершив чудо воскрешения дочери Иаира, Господь) строго приказал им (присутствовавшим при чуде), чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** Для чего? А почему же исцеленному бесноватому приказывает обратное: //«Иди... и расскажи им, что сотворил с тобою Господь»// [[new:mk:05:19|(Мк. 5:19)]]? Божии слова и Божии дела открываются людям по мере их способности воспринять таковые (ср. [[new:mk:04:33|Мк. 4:33]] и [[new:mk:05:37|5:37-40]]). Значит, когда в одном случае среда (домашние бесноватого) признается способной воспринять Божию тайну, тогда Господь указывает поведать ей о чуде. В другом случае среда явно обнаруживает закостенение сердца («смеялись над Ним»), и Господь замыкает тайну только среди избранных. Ради святости тайны Он не хочет метать бисер перед недостойными, чтобы они, кощунствуя, не стали «попирать» святыни «ногами своими». Такое разграничение способных и неспособных вместить Божии тайны и разное отношение к ним вовсе не было излишнею строгостью, как бы ригоризмом Господа, и уж совсем не говорит о том, что Господь благоволит к одним людям и отворачивается от других. Разное отношение Христа к разным людям зависело только от самих людей. Такое отношение всегда оправдывалось, как показывает Евангелие, в деятельности Самого же Христа. Вот верующая среда с сердцами, обращенными к Богу, и Господь открыто совершает чудо исцеления расслабленного, велит ему взять постель и среди народа идти в дом свой. Так делается потому, что будет воспринято. И сердца людей исполняются более верой. Действительно, Евангелие пишет: //«Все... прославляли Бога»// [[new:mk:02:12|(Мк. 2:12]], [[new:lk:07:16|Лк. 7:16)]]. Среди неверных, с ожесточенным сердцем, неспособных вместить чудо, Господь, «скорбя об ожесточении сердец их», и, как бы для наглядного выявления этой прочной среды, совершает чудо исцеления больного с иссохшей рукой [[new:mk:03:05|(Мк. 3:5)]]. Что же в результате? Среда вразумилась? Спаслась? Нет. В ожесточении сердец среда подписывает себе полное осуждение: //«Фарисеи// (присутствовавшие при чуде), //выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его»// [[new:mk:03:06|(Мк. 3:6)]]. Не прав ли был Господь, скрывая (в двух случаях) чудо от такой среды? Для нее чудо было бесполезно: оно вело лишь к большему ожесточению людей. А люди всегда склонны к чуду и часто думают о заметном, показательном чуде, просят чуда, забывая, что может быть такое людское состояние окружающих, когда чудо — бесполезно. Люди забывают, что может быть, например, такое людское состояние, когда, «если б кто и из мертвых воскрес», ничто не переменилось бы в жизни, а воскрешение объяснили бы по-своему, по-житейски, или мнимо-научно. ---- **И сказал (Господь), чтобы дали ей (воскрешенной девочке) есть** Какая трогательная заботливость о ребенке! Заботливость Господа даже о физической жизни его. А вместе, приказанием дать есть воскрешенной Господь хочет уверить нас, что то было действительное воскрешение, полное возвращение к жизни (//«возвратился дух ее»// [[new:lk:08:55|(Лк. 8:55)]], а не какая-нибудь манипуляция с искусственным оживлением организма собаки, когда отделенная от туловища голова собаки открывает глаза, рот). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** Господь запретил рассказывать об этом и сказал им: дайте ей есть. То есть как бы так сказал: Я Своею Божественною силою возвратил ее от смерти к жизни. Теперь пусть жизнь ее поддерживается тем средством, которое Я дал тотчас по сотворении человека: **дадите ей ясти**: пища и питие по Моей же премудрости насыщают вас и поддерживают вашу жизнь. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** Всякий раз, когда Он воскрешал умершего, Он велел давать тому есть, дабы воскрешение не казалось обманом. И о Лазаре мы читаем, что после воскрешения он имел трапезу с Господом [[new:in:12:02|(Ин. 12:2)]]. //**Против Иовиана**//. ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** Поскольку живущим этой жизнью свойственно есть, Господь по необходимости показал воскресение плоти тем, кто не считал таковое истинным, - через еду и питье. То же самое Он сделал и с Лазарем, и с дочерью Иаира. Ибо, воскресив ее, Он велел дать ей есть. //**Эранист**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** См. Толкование на [[new:mk:05:35#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 5:35]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** Иисус Христос запрещал разглашать о Своих чудесах по разным причинам (чит. объясн. [[new:mk:01:44|Мк. 1:44]]). Евангелист Матфей повествует, что несмотря на запрещение Господа рассказывать о чуде воскрешения дочери Иаира, весть о нем огласилась по всей Галилее и Палестине. И благодарные родители, и особенно народ не могли молчать о таком великом деле. Воскрешение дочери Иаира было первым, когда Господь проявил Свое Божественное всемогущество над смертью. **Дадите ей ясти**. Повелел Иисус Христос дать есть воскресшей дочери Иаира для полнейшего удостоверения, что она действительно воскресла и для подкрепления ее сил. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть** См. Толкование на [[new:mk:05:42#lopuxin_ap|Мк. 5:42]] [<10>]