[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:30 ====== ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 30-31 **И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда** Продолжателями дел апостолов Христовых на земле являются святители и пастыри Православной Церкви [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. В чем главная их деятельность? В молитве и служении слова [[new:act:06:04|(Деян. 6:4)]]. В святом храме Божием пастырь усердно молится о всем мире, о своей пастве; пламенным духом своим призывая за требами, особенно молебнами, ученик Христов вместе со всеми молится Господу, как сие делал приснопамятный батюшка отец Иоанн Кронштадтский и другие труженики – иереи Божии. И дома, в уединенной молельне, пастырь Христов усердно молится Богу о своих немощах и всех своих духовных овцах... Также неустанно трудятся служители Христовы и в другой великой пастырской области, в храмах, где проповедуют слово Божие. В храмах, где обширная аудитория, немолчно должен возвещать о Царствии Божием продолжатель дела апостолов. И по домам своих прихожан и у себя при всяком случае – постоянно говорит о духовном мире ревностный проповедник – пастырь. Опыт современной жизни показал, что недостаточно усердна была наша молитва и не вдохновенно слово наше. Почему немало прежних православных людей ушло от Церкви Божией? Потому что религиозное начало недостаточно охватило их: не знали они сладости молитвы, не тосковали о будущем Небесном Граде. А это оттого, что мы не сумели зажечь в их душах огонька веры в Бога и будущую жизнь. В ком есть этот огонь веры – того не могут увлечь никакие уговоры атеистов. Усилить нужно нам свою молитву к Богу и проповедь о Царствии Божием. Господи, как много здесь работы. Ведь нам нужно привести в Церковь Православную не только окружающих, но показать истинный свет христианский и многим другим: язычникам, иудеям, католикам, протестантам и другим различным людям... Воистину, жатвы много! Своим постоянным трудом и молитвой и проповедью усердный пастырь Христов поглощен весь... Господь разрешит Своим труженикам и отдых. Пойдите вы в пустынное место и отдохните немного. В чем отдых? Не в светских развлечениях, в роскоши, пище и питании. А в необходимой поддержке ослабевшего тела и в духовном уединении со своею душою и Богом. Отдохнуть немного! А потом опять за труд, и труд святой! Боже! Как много дней проходит у меня в лености, в пустых разговорах... А между тем каждый день считан, особенно у православного святителя. Сколько потрачено времени, чтобы дать мне и образование, и поставить в высокий сан епископа… Ныне день моей архиерейской хиротонии. И я слышу ныне трогательные и вместе страшные слова Сладчайшего Учителя и Бога моего, обращенные вместе с другими святителями и ко мне, ничтожнейшему и худородному:// Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал// [[new:in:15:16|(Ин. 15:16)]].. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 30-33 **И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему** После своего проповедования апостолы собираются к Иисусу. Это должно быть для нас уроком, что и мы, быв избраны на какое-либо служение, не должны выходить из послушания избравшему нас и возноситься пред ним, но должны признать его главой, обращаться к нему и доносить ему обо всем, что сделали мы и чему научили (надобно не только учить, но и делать). Христос дает ученикам Своим отдохнуть; это урок уже предстоятелям, чтобы они умели давать и отдых труждающимся в слове и учении, а не всегда держали бы их в напряжении и трудах. Далее, Господь, не любя славы, удаляется в пустое место. Однако и здесь не укрылся от искавших Его. Напротив, народ столь внимательно наблюдал, как бы Господь не укрылся от него, что предварил, то есть опередил, самих апостолов и пошел к тому месту, где Иисус намеревался отдохнуть. Так и ты предваряй Иисуса: не дожидайся, чтоб Он тебя подозвал, но лучше сам поспеши вперед, чтобы предупредить Его. **//Толкование на Евангелие от Марка.//** ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 30-32 **И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни** О чуде насыщения 5-ю хлебами 5000 человек написано и в Евангелии Матфея [[new:mf:14:13|(Мф. 14:13-]][[new:mf:14:21|21)]], только несколько короче, чем у Марка. **И собрашася** (собрались) **Апостоли ко Иисусу**. Собрались, – возвратившись с проповеди, на которую Господь послал их (см. [[new:mk:06:07|Мк. 6:7-]][[new:mk:06:13|13]]). В это время, как повествует еванг. Матфей, Апостолы возвестили Иисусу Христу и о мученической кончине Его Крестителя [[new:mf:14:12|(Мф. 14:12)]], с целью получить от Него утешение. Еванг. Лука прибавляет, что Ирод, слыша о чудесах и учении Иисуса Христа и думая, не Иоанн ли, убитый им, воскрес из мертвых, //искал увидеть Его// [[new:lk:09:09|(Лк. 9:9)]]. Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное или** пустынное место**, – отплыть, во 1-х, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, потому что еще не пришло время Его смерти; а во 2-х, для того, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам: так как народ теснился около них и не давал им ни отдохнуть, ни подкрепиться пищей: **почийте мало** (отдохните немного). **Бяху бо приходящии и отходящии мнози** (ибо много было приходящих и отходящих), **и ни ясти им бе когда** (и есть им было некогда). Хотя Иисус Христос сказал апостолам: **подите вы одни**, но это не значило, что Господь Сам не пошел с ними. Из дальнейших слов повествования [[new:mk:06:33|(Мк. 6:33)]] и особенно из сказания о сем евангелиста Луки [[new:lk:09:10|(Лк. 9:10-]][[new:lk:09:17|17)]] видно, что и Он отправился с ними. Таким образом, слова: **вы одни** означают только 12 Апостолов, без прочих учеников и без народа. **В пусто** (пустынное) **место** – по Евангелию Луки, близ Вифсаиды [[new:lk:09:10|(Лк. 9:10)]], недалеко от впадения Иордана в Галилейское море. Пустынными местами в Свящ. Писании называются местности и не совершенно дикие, но малообитаемые [[new:mk:01:35|(Мк. 1:35)]]. Это место было в области тетрарха (правителя) Филиппа [[new:lk:03:01|(Лк. 3:1)]], – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-33 **И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему** По возвращении апостолов из путешествия Христос предлагает им одним отдохнуть в пустынном месте, здесь, в Капернауме, народ не давал им возможности для такого отдыха. Апостолы вместе с Христом ([[new:mk:06:33|стих 33]]; [[new:lk:09:10|Лк.9:10]]) отправились было на лодке, не сопровождаемые другими лодками с народом, но скоро народ узнал, куда они удалились, и последовал за ними в это пустынное место. **//Толковая Библия.//** [<10>]