[<10>] ====== Толкования на Мк. 6:41 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех** Итак, посмотри, каким образом совершается Им творение. Когда Господь наш взял хлеб малый, то умножил его в мгновение ока, и то, над чем работают и что преображают упорным трудом в течение десяти месяцев, Он десятью Своими пальцами сотворил в тот же миг. Ибо подложил руки Свои под хлебы, словно землю, и сказал на них слово, что было как гром, и шелестом губ Своих окропил их, словно дождем, и тепло уст Его заменило солнце, и таким образом завершил в малое время то, что является трудом времени многого. Итак, о малом количестве хлеба было забыто, ибо из малого числом явилось множество, так что уподобилось это благословению первому: «Рождайте, плодитесь и размножайтесь» (ср. [[old:gen:01:28|Быт. 1:28]]). Ибо хлебы, подобно женщинам, прежде бесплодным и лишенным детей, через благословение Его размножились в преломлении. //**Толкование на Диатессарон Татиана**//. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 41-44 **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей** Господь взирает на небо, во-первых, для того, чтобы научить нас просить себе пищу у Бога, а не у диавола, как делают люди, живущие неправедными прибытками, во-вторых, для того, чтобы показать народу, что Христос не противник Богу, напротив, Сам призывает Бога. Дает хлебы ученикам, дабы они не позабыли о чуде после того, как принимали хлебы собственными руками. И двенадцать коробов избытков остаются для того же, чтобы каждый из апостолов, понесши на своих плечах по коробу, содержал чудо всегда в памяти. А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. И Илия, пропитывая известную жену, доставлял именно столько, сколько достаточно было для пропитания. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток. Это - смысл исторический. В переносном смысле пять хлебов означают книги Моисеевы, которых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Две рыбы знаменуют слова рыбарей - Апостол и Евангелие. Ими-то питаются наши пять чувств, означаемые пятью тысячами народа. Впрочем, мы не все можем съесть, но многое останется в избытке, что могут понести одни апостолы. Так, труднейших сторон разумения Закона и Евангелия мы, еще раболепствующие пяти чувствам, не можем понести, а могут одни апостолы. ===== Беда Достопочтенный ===== **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех** Следует обратить внимание на то, что, собираясь накормить множество людей, Он воздал благодарения. Конечно же, Он благодарил, чтобы научить нас всегда благодарить за принимаемые небесные дары, но и чтобы показать, как Он Сам радуется нашему духовному обновлению. ...Он показал, как безграничной благодатью Духа могло возрасти в изобилии все то, что казалось незначительным и маловажным, и через апостолов и их преемников Он передал это в пользование всем народам. Вот и другие евангелисты сообщают, что Господь преломил хлебы и разделил рыбу, и дал их ученикам; ученики же распределили их среди людей (ср. [[new:mf:14:19|Мф. 14:19]], [[new:lk:09:16|Лк. 9:16]]) . И хотя тайна человеческого спасения берет начало с того момента, как Господь Сам об этом объявил, нам она сообщена теми, кто слушал Его. Когда Он преломил пять хлебов и разделил две рыбы между учениками, то просветил их разум, чтобы они поняли все то, что было написано о Нем в законе Моисея, у пророков и в псалмах (ср. [[new:lk:24:44|Лк. 24:44-45]]). //**Гомилии на Евангелия**//. ===== Пруденций ===== **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех** Ты нам пища, хлеб наш, вечная услада (ср. [[new:in:06:56|Ин. 6:56]])!\\ Тот вовеки не узнает голод, кто вкушает\\ жизни вечной (ср. [[new:in:06:35|Ин. 6:35]]) на Твоей трапезе (ср. [[new:in:06:51|Ин. 6:51-52]]),\\ а не чрево полнит. //**Гимны на всякий день**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех** Возрел **на небо**, т. е. к Богу Отцу Своему. Это – пример молитвы пред вкушением пищи! **Благословил**, как было в обычае у Евреев при трапезе. Вот образец молитвы, какой благословлял глава семейства трапезу. „Буди благословен Господь наш Царь вселенной, повелевший земле производить пищу сию и виноградной лозе питие сие“. Скажем при сем: как худо поступают те, которые оставляют православный обычай молиться пред вкушением и после вкушения пищи! Странное дело: выражают свою признательность, благодарят за пищу дети родителей, гости хозяев; а главного Подателя благ, Подателя родителям и хозяевам, забывают. Кому уподобляют себя люди, не совершающие молитвы, когда принимают пищу? не бессловесным ли животным? Да и самые животные чувствуют признательность к своим хозяевам и к тем, которые их кормят. Грустно за таких людей! Преломив **хлебы**. Какие же были эти хлебы, что можно было ломать их? На востоке и в Палестине, где жили Евреи, обыкновенно пеклись хлебы маленькие, тонкие и хрупкие, почему их ломали, а не резали. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех** См. Толкование на [[new:mk:06:34#lopuxin_ap|Мк. 6:34]] [<10>]