[<10>] ====== Толкования на Мк. 7:2 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли** См. Толкование на [[new:mk:07:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 7:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 2-4 **и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей** **Фарисее бо и вси Иудее** и пр. В этих и дальнейших словах Господь объясняет, по какому поводу зашла речь о пище: св, Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а им, конечно, были или совсем незнакомы или мало знакомы иудейские обычаи и обряды. **Держаще** (держась) **предания старец** (старцев). Иудеи верили, что Моисей на Синае будто бы получил два закона: один записанный им в его книгах, а другой незаписанный, который переходил изустно от родителей к детям, и что Моисей перед своей смертью передал этот незаписанный закон Иисусу Навину, а он передал судьям, судьи же пророкам и т. д., пока впоследствии не записали Его в Талмуде. Этот незаписанный закон называли они преданием старцев, т. е. древних предков, а такое название значило, что закон этот есть, и потому для евреев обязательный. Предание это касалось разных мелочей, но иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым Св.Писания; нередко даже бывало, что предание сохраняли, а Писание нарушали. „Внимай более словам книжников, учили они, чем словам закона“. Таково, напр., было и предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Преданием об умовении рук, конечно, имелось в виду соблюсти чистоту и опрятность, – и это дело похвальное; но из сего обычая иудеи делали предрассудок, и соблюдение его соединяли с разными мелочными правилами, например, относительно количества воды, числа омовений и т. п. При разделении на секты, к этому еще присоединились, принявшие религиозный оттенок, взаимная нетерпимость и брезгливость, подобно тому, как это мы видим у некоторых из наших раскольников: стали, напр., считать нечистыми даже и предметы, к которым прикоснулся человек не их секты. Поэтому, пришед, например, **с торга**, где что-либо покупали или продавали и волей-неволей прикасались к чему-либо, по их мнению, нечистому, не ели **не омывшись**, т. е. не вымыв рук, которыми по большей части прикасаются к вещам. По той же причине тщательно омывали чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и т. п. **И от торжища, аще не покуплются, не ядят** (и пришедши с торга, не едят не омывшись); **погружения сткляницам и чваном и котлом и одром** (наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли** См. Толкование на [[new:mk:07:01#lopuxin_ap|Мк. 7:1]] [<10>]