[<10>] ====== Толкования на Мк. 8:29 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос** См. Толкование на [[new:mk:08:27#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 8:27]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос** Еврейское слово «мессия» по-гречески означает «христос», а на латинский язык переводится словом «помазанник». Отсюда и греческая «хризма», передаваемая по-латински как «помазание». Господа называют Христом, или Помазанником, потому что, как говорит Петр, //Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса// [[new:act:10:38|(Деян. 10:38)]]. Отсюда и восхваление псалмопевца: //Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих// [[old:ps:044:08|(Пс. 44:8)]]. Соучастниками Он зовет нас, ибо мы для снискания благодати Святого Духа через крещение и через помазание видимое становимся помазанниками и по имени Христа именуем себя христианами (ср. [[new:act:11:26|Деян. 11:26]]). //**Гомилии на Евангелия**//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос** **Ты еси Христос**, у еванг. Матфея прибавлено: //Сын Бога живого// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16)]], т. е. воплотившийся, истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо св. Троицы [[new:in:10:36|(Ин. 10:36,]] [[new:in:11:27|11:27)]]. Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам – неистинным, мертвым. Это исповедание высказал апостол Петр, как всегда пламенный, нежно любящий, стремительный, предупреждающий других Апостолов (Злат.); но оно было общее – от лица всех Апостолов. Христос, то есть обещанный Мессия. **Христос** с греческого языка – значит „Помазанник“. Помазанник – на еврейском, Мессия. (Чит. об имени Христос в объясн. [[new:mk:01:01|Мк. 1:1]]). У еваг. Матфея здесь прибавлено следующее: //Тогда Иисус сказал ему//, т. е. Петру, //в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах. Блажен ты, Симон, сын Ионин// [[new:mf:16:17|(Мф. 16:17)]] (сын Ионин) и пр. В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит далее, что именно на таком веровании будет основана вся религия христианская. //Не плоть и кровь открыли тебе это//, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание Иисуса Христа Мессией, истинным Сыном Божиим. Словами //плоть и кровь// в Священном писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, //тогда он не стал советоваться с плотию и кровию//, т. е. с другими людьми [[new:gal:01:15|(Гал. 1:15-]][[new:gal:01:16|16)]]. //Но Отец мой, сущий на небесах//, т. е. истинное верование в Иисуса Христа открыто, – внушено Петру Самим Богом. Ты слышал голос Бога Отца, как бы так говорил Господь Петру при этом, в делах и словах Его Сына. И поелику ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего Тебя: как ты – сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца, т. е. одной сущности с Родившим (Тр. л.). „Почему Иисус Христос не Сам Себя открывает, не говорит: Я Христос, а доводит учеников до того, чтобы они исповедали Его Христом?“ вопрошает св. Златоуст, и отвечает: „потому, что сие и Ему тогда было приличнее, и их более побуждало верить сказанному“. Господь переименовал Симона в Петра, когда только в первый раз встретил его, приведённого к Нему братом Андреем. Петр с греческого значит камень. Господь назвал Симона Петром – камнем, провидев твердость его характера и веры [[new:in:01:42|(Ин. 1:42)]]. Теперь Господь, услышав от Петра твердое исповедание Его Мессией, Сыном Божим, как бы свидетельствует, что он действительно оправдывает на себе свое новое имя – Петр, т. е. показывает твердость своей веры, – говорит: //Ты Петр// (камень), //и на сем камене Я создам церковь Мою//. Церковь, это общество людей, верующих во Христа, где бы они ни были когда бы ни жили. Так читаем мы в символе в веры о церкви Христовой: //Во едину//, т. е. верую, //святую, соборную и апостольскую церковь//. Изречение: //на сем камне Я создам церковь//, толкуют различно; мы возьмём одно. Церковь здесь представляется зданием. В основание обыкновенно полагаются камни (чит. [[new:mf:07:24|Мф. 7:24-]][[new:mf:07:25|25]]). И вот в словах: //на сем камне// указывается тот твердый камень на котором будет основана церковь. Какой же этот камень? Это – та вера и то твердое исповедание Иисуса Христа Мессией Сыном Бога живого, которые апостол Петр теперь высказал. Значит, что такое верование и исповедание, которое высказал ап. Петр, будет основным верованием и исповеданием всей церкви, или общества, которое создаст Господь. //И врата адова не одолеют ее//. Это значит, что никакие враждебные силы, даже силы самого ада или сатаны не возмогут победить основанной Иисусом Христом церкви, как это сбылось и сбывается доселе: сколько было гонений на церковь Христову и от иудеев, и от язычников, и от еретиков; сколько и теперь восстают на нее суемудрых лжеучителей: но она стоит и будет стоять непоколебимо. Ад есть место пребывания злых духов и демонов и вместе с ними злых грешных душ. //Врата ада//. Вратами ада здесь называются злые советы и ухищрения самого сатаны и руководимых им злых людей. Образ речи взят с обычая восточных народов – властям и старейшинам собираться у ворот города, обыкновенно укрепленных, для различных совещаний по общественным делам города, для суда и расправы над виновными и т. п. Царством небесным называется на земле церковь Христова, а на небе рай. Царство Христово представляется под образом здания, со входом и выходом, которые запираются и отпираются посредством ключей. Таким образом, дарование ключей царства, означает дарование права впускать или не впускать в царства. Дальнейшие слова: //что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах//, имеют тот же смысл, какой заключается в словах: //дам тебе ключи Царства Небесного//... Т. е. этими словами Господь дает ап. Петру, а впоследствии дал и всем апостолам и их преемникам – пастырям церкви право разрешать или не разрешать грехи, и таким образом дозволять или не дозволять быть в церкви, или обществе верующих – допускать в нее тех, которых найдут достойными, будут ли то иудеи или язычники, и закрывать и защищать врата ее от вторжения в нее тех, которые будут недостойны войти в нее, и обещается, что недозволенное ими в церкви, не будет дозволено и Самим Богом, а разрешённое будет разрешено Богом. Такое право даруется апостолам потому, что после Иисуса Христа они должны быть на земле представителями Его и видимыми управителями вместо Него в церкви (Мих.). Господь теперь обращает Свое слово только к одному Петру потому, что он прежде всех исповедал Его воплотившимся Сыном Божиим. – На словах Иисуса Христа ап. Петру: //на сем камене Я создам церковь Мою и дам тебе ключи Царства Небесного// и проч., – католики основывают свое мнение о главенстве ап. Петра над прочими апостолами, а чрез него и папы, их первосвятителя, как преемника Петрова в Риме, над всею христианской церковью. Но в них совершенно нет основания к такому мнению. Эти слова сказаны ап. Петру, потому что он прежде всех исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим; между тем, апостолы все одинаково исповедали Его: апостолам всем равно дано право вязать и решить [[new:in:20:22|(Ин. 20:22-]][[new:in:20:23|23;]] [[new:mf:18:18|Мф. 18:18)]]. Из жизни и деяний ап. Петра нигде не видно, чтобы его считали главой всей церкви. Также и апостолы не относились к Петру, как к своей главе, и сам Петр никогда не требовал сего. „Если бы Господь сообщил Петру главенство, то как же Иаков и Иоанн после ([[new:mk:10:37|Мк. 10:37]] и далее) осмелились бы просить, чтобы Он посадил их – одного по правую, а другого по левую руку? Как апостолы могли бы спорить (а это не раз потом было), кто из них больший?“ – замечает один из толкователей Евангелия. Да и вообще при невидимой главе, Самом Иисусе Христе, совершенно излишняя глава церкви – папа. „Если слово знает, говорит святитель Московский Филарет, единую токмо главу церкви – Христа; то по какому праву человеческое мудрование хочет, сверх сей Божественной главы, дать сему бессмертному телу еще другую главу – смертную?“ //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос** См. Толкование на [[new:mk:08:27#lopuxin_ap|Мк. 8:27]] [<10>]