[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** Как сказано, Он приоткрыл им немного от Своего Божества, показал им живущего в Нем Бога. //**Гомилия о плененном Евтропии.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 2-8 **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних (взошел на гору помолиться. И когда молился... — [[new:lk:09:28|Лк. 9:28-29]]) и преобразился перед ними (и просияло лице Его, как солнце — [[new:mf:17:02|Мф. 17:2]]). Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом (об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его — [[new:lk:09:31|Лк. 9:31-32]]). При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса** Господне Преображение на Фаворе — это образ преображения души, пошедшей за Христом. Как на Христовом пути были не только терния Креста, но была и слава Фавора, так и на пути души, взявшей Крест, будет свой Фавор и сладость Фаворского Света. Идут к Фавору после «шести дней». Шесть дней — это трудовая неделя, указанная Господом: «шесть дней делай». Значит, на Фавор восходят после трудовой недели жизни, в конце крестного подвига жизни. И восходят на Фавор только избранные. Господь берет с собой лишь избранную троицу: Петра, Иакова и Иоанна, как будто указывая, что избранные души ведутся к Фавору тремя добродетелями: крепчайшей верой, непоколебимой надеждой и огненной любовью. Итак, когда заканчивается путь подвижнической борьбы с грехом, когда сплелся венок добродетели, венчающий ратоборца, тогда Господь сподобляет душу Фавора. Фавор — это, прежде всего, духовный подъем. Это — высокий подъем, как экстаз. Если для обычного, ежедневного молитвенного озарения Господь дает образ восхождения на гору, то здесь, готовя избранных к Фаворскому преображению, Он вводит их на «высокую» гору. Значит, Фавор — это уже полная оторванность от земли. Это взлет ввысь. Это — вдохновение, экстаз. Стихия его та же, как и всякого духовного подъема, — молитва. Молитва же есть стихия ухода к Богу. И здесь она парит. Она дает крылья, и она отрывает от земли. Евангелист Лука боговдохновенно упоминает об этой стихии, чтобы нам не забыть ее: //«Взошел Он (Христос) на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился»// [[new:lk:09:28|(Лк. 9:28-29)]]. В молитвенном восхищении низводится Свет Фавора. Свет Фавора есть Свет Божества, это — Господний, благодатный Свет. Вот почему Святая Церковь исповедует Христа как «Свет от Света» (Символ веры) и поет Ему: «Свет Твой присносущный» (тропарь Преображения), т.е. вечно сущий, как Ты, как Твоя природа; а Божие открытие людям — Церковь называет поданием Света, «Ты, Господи, Светодавче». Проследи: в Господних явлениях та же стихия Света. Когда Божественный Свет осияет душу, она, вся воспламененная огнем Божества, сама загорится ярче солнца, и либо как зеркало души засияет пленительным Божиим Светом. **«И просияло лице Его, как солнце»**. Даже материальная природа и та изменяется, пронизанная Божественным озарением. Она как бы истончается, теряет свою плотность, материальную грубость и преображается, обволакивается Светом Фавора. (Отсюда — нетленность тел святых угодников и чудотворение предметов, бывших в их употреблении). **«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег»**. И Божие Слово добавляет, что это озарение телесной природы вовсе не является результатом каких-то земных причин, каких-то законов органической и неорганической жизни, но есть сверхземное явление. Евангелист не без причины пишет о преображенных одеждах Христа, что они сделались такими блистающими, «как на земле белильщик не может выбелить», указывая этой подробностью, что не земная, не естественная причина изменила природу ткани, а это сделала стихия Фавора. Какое же содержание Божественного озарения? Чем наполнена жизнь души в благодатном Фаворском Свете? Она наполнена общением с миром неба. **«И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом»**. Называются два представителя горнего мира: представитель закона и законной правды, как бы представитель веры — Моисей и представитель жизни, ревностных праведных дел — Илия. Но Илия, хотя и жил после Моисея, называется раньше его в обозначение мысли, что «вера без дел мертва» и что дела принимаются на небо, как взошел туда ревнитель жизни, «во плоти ангел» — Илия. Общение с миром Неба имеет своим центром искупительное дело Христа, спасение человека. А центром искупительного дела, конечно, являются страдания, смерть и Воскресение Христа. В Христовом Кресте и Воскресении — все обаяние христианства. И в крестном следовании за Ним, и в воскресении с Ним, своим Спасителем, конечно, все устремление праведной души. И она (душа) в горнем мире, в состоянии блаженного восторга вся уходит и вся обвевается «искупительной тайной». И **«беседовали** (Илия с Моисеем) **об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме»**. Вторая половина евангельского рассказа о Преображении передает о влиянии благодатного озарения на человеческую природу, когда последняя соприкасается со стихией Фавора. Тогда духовная сторона человека покоряется пленительностью видения, и человеческий дух рвется в стихию неба, как в желанный отчий дом. И душа хотела бы навсегда потонуть в покоряющей атмосфере Господнего Царства! **«Учитель, хорошо нам здесь быть»**, — говорил Петр за себя и учеников, покоренный Божественным видением. А в то время телесная природа человека, как грубая, земная, отягчается от яркой пленительности несродной для нее стихии, которая подавляет и как бы вытесняет тело, как чуждое, и, кроме того, телесная природа устрашается необычайностью видения. **«Петр же и бывшие с ним отягчены были сном»**. **«Они** (ученики) **были в страхе»**. Общим результатом прикосновенности души к Божественному озарению, конечно, является покорность души и ее тяготение к небесному миру. Душа захватывается Господом и влечется, и ничто уж ей не мило, как только «со Христом быть». Ученики **«никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса»** [[new:mk:09:08|(ст. 8)]]. Таково озарение души подвижника, взявшего Крест и грядущего за Христом. Такова награда за подвиг. Таково блаженное приобщение к Фаворскому Свету. «Да воссияет, Господи, и нам, грешным, Свет Твой присносущный!» //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** Господь, Который без меры, питает всех в меру Свою, приспосабливает вид Свой к нашим глазам, голос Свой к нашим ушам, благословенье Свое к нашей нужде, мудрость Свою к нашему языку. //**Гимны о рае.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XI.// Почему Матфей и Марк говорят, что Господь преобразился через шесть дней после обещания [Своим] ученикам, а Лука – что через восемь [[new:mf:17:01|(Мф. 17:1]]; [[new:mk:09:02|Мк. 9:2]]; [[new:lk:09:28|Лк. 9:28)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:17:01#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 17:1]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** См. Толкование на [[new:mf:17:01#prp_maksim_ispovednik|Мф. 17:1]] ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== Также и в Святом Евангелии о преображении Самого Господа говорят Евангелисты, один: **убо и по шести днех**, другой же: //и по осьми// [[new:lk:09:28|(Лк. 9, 28)]], то есть с предшествовавшим чудотворением и учением Господним. Но один говорит, опуская первый и последний день, о средине их, называя шесть; другой же, присоединив и тот и этот, говорит восемь. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блж. Августин ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** Исключая день, в который Иисус это произнес [[new:mk:09:01|(Мк. 9:1)]], и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: //дней через восемь// [[new:lk:09:28|(Лк. 9:28)]], принимая тем самым часть за целое. //**О согласии евангелистов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить** Евангелист Лука говорит, что это было спустя восемь дней. Впрочем, он не противоречит Марку, но совершенно согласен с ним. Речь его обнимает и тот день, в который Господь возвестил (о предстоящем Преображении Своем), и тот, в который Он возвел (учеников на гору), тогда как Марк говорит об одних промежуточных днях. Господь поемлет и возводит на высокую гору только трех верховных апостолов - Петра, как исповедавшего и возлюбившего. Иоанна, как любимого, и Иакова, как великого проповедника и богослова, который был столь тяжек для иудеев, что Ирод, желая угодить иудеям, убил его. Возводит их на гору высокую, дабы чудо было тем славнее. А //"особо"// (наедине) возводит потому, что хотел явить тайну. Самое Преображение разумей не как существенное изменение вида Христова, но как озарение его неизреченным светом, причем естественный вид его оставался тот же, как и прежде перед ними. ===== Ориген ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** Поскольку весь мир, это совершенное создание, возник за шесть дней (ср. [[old:gen:01:31|Быт. 1:31]], [[old:ish:20:11|Исх. 20:11]], [[old:ish:31:17|31:17]]) - число завершения, то думаю, что и превосходящий все мирские вещи Иисус, когда Он спустя шесть дней взял с собой учеников, задумал явить уже не то, что видимо (ибо оно преходяще), но то, что невидимо, и только невидимое, потому что оно вечно. Посему, если кто-либо из вас желает, чтобы Иисус взял его с собой, возвел на высокую гору и удостоил наедине видеть Его преображение, то следует ему взойти выше шести дней, чтобы более не думать о видимом и не любить мир и того, что в мире (ср. [[new:1in:02:15|1 Ин. 2:15]]). ---- Если способен, прислушайся к этому духовным образом, обратив также внимание на то, что сказано не просто преобразился, но с неким необходимым прибавлением, которое записали и Матфей, и Марк, ибо, согласно обоим, Он преобразился //перед ними// (ср. [[new:mf:17:02|Мф. 17:2]]). Отсюда сделаешь вывод, что не было ничего невозможного в том, чтобы перед одними Иисус преобразился этим преображением, одновременно не преобразившись перед другими. Однако если желаешь увидеть преображение Иисуса перед теми, кто взошел на высокую гору вместе с Ним отдельно от других, то прими во внимание, что в Евангелиях про Иисуса думают проще и, как говорится, «знают Его по плоти» (ср. [[new:2kor:05:16|2 Кор. 5:16]]) те, кто не восходит на высокую гору премудрости посредством высоких дел и слов. Те, кто восходят, с другой стороны, познают Его уже не по плоти, но богословствуют о Нем, созерцая Его, согласно Евангелиям, в «образе Божием» (ср. [[new:fil:02:06|Фил. 2:6]]) сообразно их познанию. Ибо перед ними одними преобразился Иисус, а не перед теми, что остались внизу. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 2-4 **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом** О Преображении Господнем евангелист Марк повествует почти одинаково с еванг. Матфеем [[new:mf:17:01|(Мф. 17:1-]][[new:mf:17:09|9)]], только несколько короче и с некоторыми особенностями. **И по шести днех** (по прошествии шести дней), т. е. от того дня, когда была предыдущая беседа Иисуса Христа с Апостолами, между прочим о кресте Его Самого и кресте последователей Его ([[new:mk:08:31|Мк. 8:31]] и дал.). Древнее предание говорит, что Преображение Господне было за 40 дней до Его смерти. **Взял** (поят) **Иисус Петра, Иакова и Иоанна**. Это из учеников его были самые близкие и довереннейшие. Так впоследствии мы видим их же одних с Господом в саду Гефсиманском, накануне Его страданий ([[new:mk:14:33|Мк. 14:33]] и дал.), а ранее, Петра и Иоанна посылал Он в Иерусалим приготовить пасху [[new:lk:22:08|(Лк. 22:8)]]. Они превосходили прочих Апостолов: Петр – сильной любовью ко Христу, Иоанн особенной любовью к нему самому Господа, а Иаков ответом, который он дал, вместе с братом своим: можем испить чашу ([[new:mk:10:39|Мк. 10:39]]; Злат.). **На гору высоку**. Евангелисты не называют этой горы по имени, но предание свидетельствует, что она была Фавор, в Галилее, на юге от города Назарета, в прекрасной Ездрелонской долине. Эта гора высотой в 3000 футов. Покрыта она, исключая вершины, прекрасной зеленью, цветами и дубовыми и фисташковыми рощами. Еванг. Лука прибавляет, что Иисус Христос взошёл на гору Фавор //помолиться// [[new:lk:09:28|(Лк. 9:28)]]. Полагают, что это было ночью. Господь любил молиться ночью, когда было тихо, и в уединенных местах. **И преобразился пред ними**, т.е. изменился в Своём виде: **одежды Его сделались** блестящими (быша блещащася), **весьма** (зело) **былыми, как** (яко) **снег**, явились с неба Илия с Моисеем, а, по евангелисту Матфею,// лице Его// просветилось, //как солнце// [[new:mf:17:02|(Мф. 17:2)]]. Это значит, что Иисус Христос явился в своей небесной, Божеской славе, отчего и лице Его просияло и одежды Его побелели (Мих.). „Молния Божества Его возблистала сквозь облако Его человечества“ (Архиеп. Никанор). Молитва на Фаворе до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице; не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду (Инн. Херс.). Для чего преобразился Господь, и почему явились при Его Преображении свв. Моисей и Илия? Причина, по которой преобразился Иисус Христос, следующая. Он преобразился и для того, чтобы показать Своим Апостолам, что Он есть Сын Божий, сошедший с неба для спасения людей, и что Он, хотя и будет страдать и умрет, как не один раз, напр., незадолго до Своего преображения – предсказывал Он, но, как Бог, может воскреснуть. „Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее cияние“, поет церковь Господу в день Его Преображения. С другой стороны, при преображении Господь показал ту славу, которая ожидает учеников Его на небе. Хотя и придется им тоже, подобно Ему, страдать на земле и от злых неверующих и нечестивых людей, и от своей собственной наклонности ко злу, как Иисус Христос тоже не раз – также незадолго до Своего Преображения – предрекал им; но зато на небе будет у них великое блаженство: //хорошо// (добро есть) //нам здесь быть//, говорили Апостолы во время Преображения [[new:mk:09:05|(Мк. 9:5)]]: в этом представлен образ райского блаженства праведников. Явились же во время преображения свв. пророки Моисей и Илия по следующим причинам. 1) Моисей и Илия были главными из ветхозаветных пророков. Явившись, они показали тем, что Иисус Христос есть именно тот обещанный Meccия, о котором предсказывали пророки, 2) что Он есть Владыка над небом и землей, над жизнью и смертью, Он повелел небу, и привел Илию, дал мановение земле, и воскресил Моисея (Ефр. Сир.). Если Он воскресил многолетнего мертвеца (Моисея), тем паче может воскреснуть Сам (Феоф.), и 3) – чтобы те, которые почитали Иисуса Христа за Илию или за кого-либо из древних пророков [[new:mk:08:28|(Мк. 8:28)]], видели различие между Ним, как Господом, и пророками, как Его рабами. Спросит ли кто, как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними** Начинающееся здесь повествование о Преображении Христа в общем сходно с повествованием Евангелия Матфея [[new:mf:17:01|(Мф. 17:1–13)]], но имеет и некоторые особенности. [<10>]