[<10>] ====== Толкования на Мк. 9:28 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 28-29 **Ученики Его (Христа) спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (духа зла из глухонемого)? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста** Этими словами Господь узаконивает подвиг для христианина, подвиг, нужный для успешной борьбы с грехом и злом. А то люди склонны успокаивать себя ссылками на Божественное милосердие (прощение Господом, без подвигов и дел, разбойника, блудницы и др.) и склонны уменьшать свою ответственность за духовную бездеятельность. Узаконение подвига происходит при такой обстановке. Ученики Христовы были наделены от Него даром исцеления больных и изгнания бесов (//«дал им власть над нечистыми духами»// — [[new:mk:06:07|Мк. 6:7]]), и, однако, они не могут изгнать духа зла из глухонемого. Что же? Разве бессилен Божий дар и напрасно Божие слово? Нисколько. Надо было указать, что Божие всемогущество сильно совершить всякое дело для человека, однако от человека требуется активность. Человеческая активность нужна по двум причинам. Первая в том, что душа человека должна быть сама подготовлена к восприятию Божией силы, когда эта сила открывается в ней. Это поименное требование Господа (ср. [[new:mk:05:34|Мк. 5:34]], [[new:mk:05:36|5:36]], [[new:mk:06:05|6:5]] и др.). Этим требованием узаконивается со стороны человека подвиг веры. На него указывает Господь и в рассматриваемом случае бессилия учеников совершить исцеление больного. Это записано евангелистом Матфеем. На вопрос учеников: //«Почему мы не могли изгнать его?»// Господь ответил им: //«По неверию вашему»// [[new:mf:17:19|(Мф. 17:19-20)]], т.е. Божия сила, требуемая вами для совершения чуда, готова излиться, а вот вы оказались неспособными к ее восприятию. Вторая причина для человеческой активности указывается Господом (в данном случае) в обстоятельстве как бы вне человека. Для христианина, вступившего на Христов путь, неминуемо отвержение греха, зла и борьбы с ними (ср. [[new:mk:08:34|Мк. 8:34-37]]). Мир зла — это не фикция, это определенная сила. И эта сила имеет своих многочисленных и разнообразных по значению агентов **«сей род ничимже может изыти...»**. Мир зла не прощает измены себе. Он неминуемо начнет свое контрнападение на христианина. Нападения пойдут через тело, через человеческие страсти, через окружающую среду. И вот тогда, в этой борьбе, христианину, чтобы стать победителем, надо браться за подвиг. Господь указывает неминуемость (**«ничимже может изыти»**) подвига молитвы и поста. Божия сила и Божия помощь его не исключают. Какая же роль подвига? В чем значение молитвы и поста? Очевидно, молитва переключает человеческий дух в сферу Божественной силы, а пост утончает материальное и содействует лучшему переключению. Итак, если хочешь успеха в своем христианском пути, если хочешь побед, а не поражений в борьбе со злом, если хочешь радости достижения, а не потерь унижения и скольжений на одном месте, если хочешь ощущать всегдашнюю Божию помощь, а не безрадостную никчемность и оставленность — берись за подвиг. Подвигом веры и подвигами молитвы и поста поразишь зло, и Божия сила будет ощутимо с тобой. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-29 **И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста** Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Иисусу наедине. **"Сей род"**. Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения. ===== Тертуллиан ===== **И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его** Зачем унывать? Ведь Он учил, что даже злейшие бесы изгоняются постом. Что удивительного, если посредством этого выводится дух нечистый, а входит Дух Святой?! //**О посте.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 28-29 **И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста** **Сей род**, т. е. демоны, **не может выйти иначе** (ничим же может изыти токмо), **как от молитвы и поста**; потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом и чрез то укрепляют его веру, привлекают благодать Божию и дают ему чудотворную силу. „Кто молится и постится, пишет св. Златоуст, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов“. Это мы и видим из житий святых подвижников. „Видите ли потребность и пользу поста, соединённого с молитвой? замечает при этом Филарет, митрополит московский. Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?“ „Каждый, одержимый страстью, грешник, говорит один из духовных писателей, есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы“. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его** См. Толкование на [[new:mk:09:25#lopuxin_ap|Мк. 9:25]] [<10>]