[<10>] ====== Толкования на Мк. 10:42 ====== ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими** См. Толкование на [[new:mk:10:41#svt_|Мк. 10:41]] ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими** См. Толкование на [[new:mk:10:41#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 10:41]] =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXV.// Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 9:46–48)]], а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение [[new:lk:22:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 22:25]], [[new:lk:22:34|34)]]? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] [[new:mf:20:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Мф. 20:25]]; [[new:mk:10:42#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 10:42]]; [[new:mf:26:30#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:30]]; [[new:mk:14:26#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:26)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 9:46]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими** См. Толкование на [[new:mk:10:41#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 10:41]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 42-45 **Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих** Это – слова, в коих Иисус Христос указывает основное правило нравственной деятельности членов своего царства, т. е. церкви, – смирение и самоотвержение, вопреки правилам языческим, или вообще мирским. «У язычников или вообще в мире бывает так, что князья и вельможи господствуют над подчиненными и рабами своими. Но в Моем царстве, говорит Господь, не так: большой и первый должен быть слугою и рабом всем, – т. е. кто желает величия и превосходства в царстве небесном, тот, живя на земле, должен сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение, должен все переносить и всем служить. В доказательство сказанного, Господь указывает пример в Себе Самом. «И Я, вот, Сын Божий, Бог, пришел на землю не для того... многих». **Для искупления многих**. Искупление – выкуп, сумма, какую платили в древности за взятых в плен на войне; иначе взятые в плен оставались там и гибли для отечества. Все люди – пленники и рабы греха и виновники греха, диавола, и должны были все погибнуть... Но Господь Иисус Христос пострадал и умер на кресте за людей, и эти страдания и смерть были приняты Богом, как выкуп за них. **Многих**. Спаситель страдал и умер за всех людей; но так как не все уверуют в Искупителя, так как и верующие в Него не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел, то и говорится иногда, что Спаситель искупил многих. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Призвав** (подозвав) **их** поближе к Себе, так как двое из них отделились от десяти для того, чтобы только им одним просить Господа. **Весте** (вы знаете), **яко мнящиеся владети языки соодолевают им** и пр. В этих словах Господь открывает всем 12-ти Апостолам, какое основное нравственное правило членов Его царства, это – не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другими, а смирение и самоотвержение. „У народов, собственно у язычников, или вообще в мире бывает так, что князья господствуют над подчиненными им, и вельможи властвуют над своими рабами, как бы так говорил Господь; но в Моем царстве не так, – больший и первый должен быть слугой и рабом всем, т. е. сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя“ (Чит. [[new:mk:09:35|Мк. 9:35]]). Таким образом, Своими словами Апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость, замечает св. Златоуст. „Неестественно, пишет один из духов. писателей, чтобы слабое и немощное служило сильному и могущественному, высшее поддерживалось низшим. Естественно наоборот – чтобы сильное подавало помощь слабому, низшее поддерживалось высшим. Не тварь служит Творцу, но щедродательная десница Творца подает всем и жизнь, и дыхание, и вся; твари остается только принимать с благодарением, и употреблять во благо дар, нисходящий свыше от Отца светов. Не земля служит солнцу, но солнце согревает и освещает землю, не ожидая воздаяния от нее. Не рождения земли питают ее, но земля питает миллионы тварей, кои возвращают ей только прах (Воскр. Чт. г. 6). Указанные слова Господа не значат, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни подчиненных: ибо Сам же Господь дал Апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную [[new:ef:04:11|(Еф. 4:11-]][[new:ef:04:12|12)]]; но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви (Мих.). Так понимали и поступали бывшие начальствующими, святые, как показывают жития их, напр. преподобные Феодосий Печерский и Сергий Радонежский, св. равноапост. князь Владимир и др. Так понимают и поступают истинные последователи Христовы из властей и начальствующих среди нас. Да и вообще всем начальствующим и властвующим между нами следовало бы твердо помнить правило своего Христа-Законоположителя насчет отношения к подвластным! Толкуя вышесказанные слова, св. Златоуст прибавляет: „не опасайся потерять честь свою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя: оно есть дверь к царствию“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими** См. Толкование на [[new:mk:10:35#lopuxin_ap|Мк. 10:35]] [<10>]