[<10>] ====== Толкования на Мк. 11:17 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников** Кто имел уши слышать, на того эти слова пророка [[old:is:56:07|(Ис. 56, 7]]; [[old:ier:07:11|Иер. 7, 11)]], приведенные Спасителем, должны были действовать весьма сильно. В них открывалась истинная точка зрения, с которой надлежало смотреть и на беспорядок, допущенный первосвященниками, и на ревность против него Сына Давидова. Быть домом молитвы для всех народов – это составляло самое возвышенное предназначение храма иерусалимского, которое имел в виду еще основатель его, Соломон. Храм этот должен был быть, так сказать, всемирным, где могли бы находить пристанище все возвышенные и добрые души древнего мира, ищущие, по выражению Платона, единого Отца природы и человеков. После плена Вавилонского предназначение это было тем нужнее и тем удобнее и полнее могло быть достигнуто, что с развитием в роде человеческом сил умственных многобожие начало исчезать само собой и во всех народах, особенно греках и римлянах, все более являлось людей, требующих поклонения «Единому». Многие из язычников поэтому приходили в Иерусалим, желая быть свидетелями Богослужения иудейского; а многие даже обращались в иудейство. При таком положении вещей как много значило благочиние в храме иудейском! И как важен был притвор Соломонов, предназначенный для язычников! Если царица Савская почувствовала большое уважение к Соломону, став свидетельницей благочиния и порядка, господствовавшего при его дворе, то какое благотворное действие на сердце язычника могли бы произвести обряды Богослужения еврейского, если бы в храме все совершалось по учреждению и в духе Моисея, Соломона и Ездры! Но все эти величественные обряды были выпущены из внимания: невежество и своекорыстие первосвященников все извратило, унизило, и дом всемирной молитвы походил на вертеп разбойников!.. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников** См. Толкование на [[new:mk:11:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 11:15]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников** Написано, напр., у пророков Исаии и Иеремии: **Несть ли писано** (не написано ли)? [[old:is:56:07|(Ис. 56:7)]]: **дом Мой домом молитвы наречется всем языком** [[old:ier:07:11|(Иер. 7:11)]]. **Вы сделали** (сотвористе) **его вертепом разбойников**, т.е. по шуму, толкотне и т. п. „Вы слышали Самого Бога, объявляющего вам, что храм есть дом Божий – поучает митрополит Филарет. – Подумайте же об этом, //стоящие в храме Господнем, во дворех дому Бога нашего// [[old:ps:133:01|(Пс. 133:1)]]!.. Корыстолюбие и мирское дело в храме превратило его в пещеру разбойников. А как всякая страсть гнусна пред очами Божиими, всякое житейское попечение недостойно дома Божия, то подумай, посетитель святого храма Божия: как ты его посещаешь и что из него делаешь своим посещением?“ У еванг. Матфея [[new:mf:21:15|(Мф. 21:15-]][[new:mf:21:16|16)]] говорится, что Иисус Христос в храме исцелил многих слепых и хромых, и что тут дети, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая: //Осанна Сыну Давидову//! на что враги Христовы //вознегодовали//, но Господь сказал им: //разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу// [[old:ps:008:03|(Пс. 8:3)]]? Т.е. Господь указывает Своим врагам на пророчество, сказанное за 1000 лет царем Давидом, и тем поражает их. //Разве вы никогда не читали// и пр., т.е. разве вы не понимаете, что говорит псалмопевец о детях, что и они поют хвалу Богу? Они в своей младенческой простоте признают Меня за Мессию – не вразумляют ли они этим вас, престарелых? Св. Златоуст, толкуя сии слова Христовы, замечает, что эти, хвалящие Христа, дети знаменуют язычников, которые прежде немотствовали, потом стали вещать великие истины, приняв веру во Христа, и утешают апостолов, что Господь, Который научил отроков прославлять Его, сделает и их красноречивыми. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников** См. Толкование на [[new:mk:11:15#lopuxin_ap|Мк. 11:15]] [<10>]