[<10>] ====== Толкования на Мк. 13:5 ====== ===== Свщисп. Василий Кинешемский ===== **Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** Это "//когда//" осталось без ответа до настоящего времени. Когда Спасителю предлагали сторонний, неуместный вопрос, Он не порицал любопытства вопрошавших, но, не отвечая прямо на вопрос и тем давая понять его неуместность, Он заменял ответ каким-нибудь великим нравственным наставлением, имеющим с ним связь. Сообразно с этим вопрос, предложенный апостолами, вызвал большую эсхатологическую речь, или рассуждение о последних днях, где даны были четыре нравственных правила: "**берегитесь**", "//бодрствуйте//" ([[new:mk:13:36|Мк. 13:36]]-37), "//терпите//" [[new:mk:13:13|(Мк. 13:13)]] и "//молитесь//" [[new:mk:13:18|(Мк. 13:18)]]. В этой ответной речи Господа можно различать ясно две главные темы: одна — о ближайшей судьбе Иерусалима и Иудеи, другая — о последней кончине мира. Иногда эти пророчества сливаются, так что в некоторых местах трудно бывает решить, о чем, собственно, идет речь. Но как бы то ни было, следя за дальнейшей историей Иерусалима, мы видим, что события, о которых Господь говорит то прямо, то намеками, с необычайной точностью подтвердили эти пророчества. //**Беседы на Евангелие от Марка.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** См. Толкование на [[new:mk:13:03#sschmch_grigorij_lebedev|Мк. 13:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-10 **Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие** **"Многие придут"**, таковы, например, были Иуда (Галилеянин) и Февда, кои выдавали себя за помазанников Божиих. **"Услышите**, - говорит, - **о войнах"**; это те войны, о которых и Иосиф Флавий повествует и которые были перед разрушением Иерусалима. Иудеи в то время возмутились и перестали платить дань римлянам, а разгневанные римляне пошли на них войной и делали постоянные нападения. **"Но это еще не конец"** Иерусалима, ибо римляне еще оказывали человеколюбие. И не одни войны были, но и другие Богом посланные казни, - голод и землетрясения, которые ясно показывали иудеям, что Сам Бог ведет с ними брань. Все же это было только **"начало болезней"**, то есть предстоявших им бедствий. А вы, - говорит, - берегитесь, ибо вас будут предавать в судилища. Благовременно вводит речь о них, что их будут предавать в судилища, это для того, чтоб от общих бедствий они получали некоторое утешение в своих собственных бедах. Но когда Господь сказал: **"пред правителями и царями поставят вас за Меня"**, то и этими словами Он преподал немалое утешение ученикам, именно в том, что они будут страдать ради Его. **"Для свидетельства пред ними"**, то есть, чтоб быть им безответными и видеть свое осуждение уже в том самом, что, истязуя вас, они не могут преодолеть истины. А чтоб ученики не подумали, будто беды и скорби воспрепятствуют проповеди Евангелия, Господь говорит, что **"во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие"**, а потом уже предан будет запустению Иерусалим. А что действительно Евангелие проповедано было всюду еще до разрушения Иерусалима, послушай Павла: **"по всей земле**, - говорит он, - **прошел голос их и до пределов вселенной слова их"** [[new:rim:10:18|(Рим. 10-18)]]. И это обстоятельство послужило к большему осуждению иудеев, то есть, что проповедь распространилась всюду еще прежде разрушения Иерусалима. Ибо, видя, что проповедь сия в краткое время распространилась по всему миру, они должны были признать в этом силу Божию, покаяться и таким образом избавиться от бедствий. Но они не вразумились; потому и осуждению тем большему подвергнутся. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст.5-6 **Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят** **Блюдитеся, да не кто вас прельстит** (берегитесь, чтобы кто не прельстил вас и пр.) Здесь Господь указывает на первый признак разрушения Иерусалима, это – появление обольстителей, т.е. таких людей, которые будут отклонять от веры во Христа и склонять к другой вере, которых прежде всего беречься Господь и заповедует Своим ученикам. **Мнози бо приидут во имя Мое** и пр. По вознесении Господнем скоро оправдалось это предречение – явилось много лжемессий-обольстителей. Таковы были: Досифей Самарянин, прямо называвший себя сыном Божиим и др. [[new:act:05:36|(Деян. 5:36,]] [[new:act:21:38|21:38)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас** Евангелист приводит речь Христа с сокращениями, но при этом сообщает и некоторые изречения, опускаемые Матфеем. [[new:mf:24:start|(Мф. 24)]] **//Толковая Библия.//** [<10>]