[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:12 ====== =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXIV.// Почему Матфей пишет, что в первый день опресноков произошла Вечеря, прочие же день этот иудейской Пасхой называют ([[new:mf:26:17|Мф. 26:17]]; [[new:mk:14:12|Мк. 14:12]]; [[new:lk:22:07|Лк. 22:7]])? Иоанн же свидетельствует, что это случилось перед праздником Пасхи (πρὸ τῆς ἑορτῆς τοῦ πάσχα), вспомнив кусок, который Господь дал Иуде и сказал ему: «что делаешь, делай скорее» и прибавив, что некоторые думали, будто Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» ([[new:in:13:27|Ин. 13:27–29]]). //Разъяснение// см. [[new:mf:26:17#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 12-15 **В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам** Первым днем опресноков евангелист называет четверток, который непосредственно предшествовал празднику опресноков, ибо опресноки иудеи начинали есть в пятницу. Ученики подходят и спрашивают, где им есть пасху? Отсюда видно, что ни Христос не имел собственного жилища, ни ученики не имели своих домов; если бы имели, то приняли бы Его к себе. Двоих учеников Своих, Петра и Иоанна, - как говорит Лука, - Он посылает к человеку незнакомому, показывая им чрез это, что Он мог бы и не страдать, если бы захотел. Ибо Тот, Кто расположил незнакомого человека принять Его, чего не произвел бы в других? Между тем дает ученикам признак, как найти искомый дом, именно: велит идти за человеком, несущим кувшин с водой, но можно объяснять это и в переносном смысле. //"Кувшин воды"// носит крещеный. Он идет //"в дом"//, приличный разумному (духовному) его состоянию. Ибо носящий крещение приходит в покой, по слову жизни, и успокаивается в сем состоянии как в доме. //"Хозяин дома"// есть ум, который показывает //"горницу большую"// - возвышенность своих помыслов. Но эта горница //"устлана"//, то есть, хотя и возвышенна, но не имеет ничего жесткого и гордого, напротив, устлана и углаждена смирением. Здесь-то, в таком, - говорю, - уме, Христу уготовляется пасха двумя учениками, Петром и Иоанном, то есть деятельностью и созерцанием, ибо Петр был пылок и деятелен, а Иоанн как Богослов - созерцателен. ===== Тертуллиан ===== **В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим** По торжественности Пасха превосходит день крещения, поскольку в день Пасхи совершились страдания Господа, в которые мы крестимся (ср. [[new:rim:06:03|Рим. 6:3]]). //**О крещении.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим** **В первый день опресноков**. Праздник опресноков обыкновенно начинался на другой день Пасхи (см. объясн. [[new:mk:14:01|Мк. 14:1]]), но и самый день Пасхи назывался опресночным, потому что пасхального агнца полагалось вкушать с пресным хлебом; также назывался сим днем и канун Пасхи, потому что начинали есть пресный хлеб с вечера этого дня. По толкованию Зигабена и Феофилакта, здесь разумеется день, предшествовавший Пасхе, т. е. 13-е число марта, четверг, и они говорят, что назван этот день так евангелистами, как канун сих дней. Подтверждение сему мнению находится в Евангелии Иоанна в словах: пред //праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его// страданий и смерти и пр. [[new:in:13:01|(Ин.13:1)]], и то обстоятельство, что приготовление пасхального агнца начиналось некоторыми, особенно галилеянами, и в 13-й день Нисана (Хр. Чт. 1867 г.). **Где хощещи, шедше уготоваем, да яси пасху** (где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим). **Приготовим**, т. е. приготовим все, что полагается для совершения ее (Чит. в объясн. [[new:mk:14:01|Мк. 14:1]]). //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-16 **В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху** (См. [[new:mf:26:17|Мф. 26:17–19]]). **«Когда заколали пасхального агнца»**. Это евангелист Марк прибавляет для того, чтобы точнее обозначить для своих читателей, христиан из язычников, в какой именно день ученики приступили ко Христу. Одно выражение, **«день опресночный»** [[new:mf:26:17| (Мф. 26:17)]], было недостаточно точно, потому что дни опресночные продолжались целую неделю (см. [[old:ish:12:start|Исх. 12]]). Хотя, собственно говоря, опресночный первый день или Пасха начиналась только с вечера 14-го нисана, однако в просторечии и утро того дня, очевидно, уже называлось днем пасхальным или опресночным. **«И встретится вам человек, несущий кувшин...»** Евангелист Марк, как и ранее [[new:mk:11:02|(Мк. 11:2]] и сл.), изображает здесь Христа как Владыку всего, обладающего даром прозрения. **«И он покажет вам горницу...»** т. е. комнату, находящуюся наверху (ἀνώγαιον), комнату, устланную коврами и снабженную диванами, на которых возлежали во время трапезы. **«Готовую»,** т. е. имеющую стол, и сосуды для приготовления пищи и для омовения, и подушки для сидения. Очень вероятно, что дом этот принадлежал самому Марку и его матери, Марии, и что Марк принадлежал уже в то время к числу учеников Христа и присутствовал при совершении пасхи со Христом и апостолами (ср. [[new:mk:14:19|стих 19]]). [<10>]