[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:19 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли** См. Толкование на [[new:mk:14:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:16]] ===== Ориген ===== **Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли** Могут спросить: если одиннадцать апостолов имели добрые помыслы и были чисты от всяких мыслей о предательстве Учителя, что же они опечалились, услышав, что предатель, о котором говорил Иисус, был одним из них? Я полагаю, что каждый из учеников знал из учения Христа, что природа человека изменчива и способна обратиться ко злу. В борьбе с началами, властями и силами этого мира мрака (ср. [[new:ef:06:12|Еф. 6:12]]) может статься, что падет человек, будучи либо обманут, либо захвачен силами зла. Так что каждый из учеников опасался, как бы не оказаться тем самым предателем, который был теперь здесь предсказан. //**Из комментариев на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 19-21 **Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться** Очень понятно это смущение и даже печаль апостолов поэтому каждый из них, кроме предателя, спешил освободиться от подозрения, спрашивая Господа: **не я ли**, Господи? Сказали: „кроме предателя“, потому что, как видно из повествования еван. Матфея, Иуда не спрашивал вместе с апостолами, думая, что Христос не узнает его, а, спросил уже после, когда Господь некоторым образом указал его [[new:mf:26:25|(Мф. 26:25)]]. **Омочивый** (обмочивший) **со Мною солило** (в блюдо). Это было блюдо с разными плодами, приготовленными в виде соуса; так как на востоке не употребляли вилок и ложек, а брали кушанье просто рукой (Мих.). **Сын убо** (впрочем) **Человеческий**, т.е. Он Христос, **идет**, т.е. на смерть, **якоже** (как) **есть писано о Нем**, т.е. как предназначено Богом в предвечном совете об искуплении падшего рода человеческого и предсказано заранее в ветхозаветных книгах ([[old:ps:021:09|Пс. 21:9;]] [[old:is:53:04|Ис. 53:4-]][[old:is:53:09|9]]; [[old:dan:09:26|Дан. 9:26-]][[old:dan:09:27|27]] и др.). **Горе же человеку тому, имже** (которым) **Сын Человеческий предастся** и пр. Величайшее преступление – предать на смерть своего Учителя и Господа, величайшее будет и наказание за это. – Здесь невольно является вопрос: „виновен ли действительно Иуда в том, что Иисус Христос страдал? По-видимому, он исполнил то, что было написано и что было необходимо, по премудрым планам Самого Бога“. Св. Златоуст так отвечает на этот вопросы „Иуда предал Христа не мыслью искупления, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на дело, то и дьявола освободишь от вины. И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Ибо не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяние других в нашу пользу. Потому Иисус и называет его несчастнейшим человеком“. „Иуда виновен, рассуждает один из духовных писателей (архимандр. Августин): 1) тем, что, живя три года с половиной с Господом, не проникся любовью и благоговением к Нему, а, напротив, еще почему-то воспитал в себе чувство неприязни и недоброхотства к Нему; 2) тем, что прельстился 30-ю сребрениками, и из-за них коварно выдал ни в чем неповинного Господа врагам; и 3) тем, что, сознавая гнусность своего поступка, не залился слезами покаяния, подобно, напр., ап. Петру, а покончил с собой самоубийством. Это все доказывает, что Иуда имел душу низкую“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли** См. Толкование на [[new:mk:14:17#lopuxin_ap|Мк. 14:17]] [<10>]