[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:23 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все** До слов Христа сосуд заполнен вином и водой, но когда действуют слова Христа, в нем уже Кровь, искупляющая людей. Видите, как слова Христовы могут изменять все вещи? Затем и Сам Господь Иисус свидетельствовал нам, что мы принимаем Тело и Кровь Его. Неужели мы должны сомневаться в вере и в Его свидетельстве? //**О таинствах.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все** См. Толкование на [[new:mk:14:22#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:22]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 23-24 **И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая** **И приим** (взяв) **чашу** – чашу с виноградным вином, разбавленным, по обычаю, водой (Мих.). **Пиша** (пили), у Матфея, //пийте// **от** (из) **нея вси**. Почему Христос не сказал: ядите вси, а здесь сказал: пийтe **из нея вси**? вопрошает блаж. Феофилакт и отвечает: „поскольку твердую пищу можно принимать не всем, а только тем, кои имеют совершенный возраст, пить же можно всем; то по этой причине и сказал здесь Христос: **пейте все**“. Так, обыкновенно дети младенцы приобщаются только одной кровью Христовой. – Здесь снова приходится остановиться на отступлениях Римско-Католической церкви: там 1) не причащают детей, до совершеннолетия, 2) причащают мирян одним телом Христовым, без крови. Но не потому ли Господь и сказал: пейте все, что провидел эти самочиния Римско-Католической церкви? „Примечайте – пишет по сему поводу митрополит Филарет – примечайте, как отступают от точности заповеди Господней те, которые не допускают до св. тайн младенцев и малолетних до известного возраста; и как, напротив, верна слову Господню Православная церковь, когда она и младенцам подает св. чашу, да пиют от нея вси, даже и те, которые могут только **пити**, не имея крепости, чтобы ясти. Еще больше достойно примечания, как Господь при первом преподаянии св. чаши, в то же время обличает ее отъятие у народа – нововведение поздних веков. Не знаю, чему здесь больше дивиться, многоразличной ли премудрости слова Божия, или дерзости мудрования человеческого против ясного слова Божия. Господь видит, что подаваемую Им чашу жизни самочиние захочет похитить у меньших Его, и предварительно поставляет преграду против сей дерзости определительным повелением: **пийте от нея вси**. Но самочиние не внемлет: нет, не все, говорит оно, простолюдины не должны причащаться от чаши. Благословим Бога, что мы принадлежим к Православной церкви, которая непричастна сему мудрствованию, но с верным послушанием слову Христову всем предлагает святую чашу“ . (Сл. при освящ. храма на Ордын.). **Кровь Моя нового завета, за многие изливаема. Кровь нового завета**, т. е. нового союза, договора Бога с людьми, это – кровь, пролитая Иисусом Христом на кресте за грехи мира; кровь же ветхого завета, это была кровь овнов и тельцов, проливавшаяся при приношении их в жертву, также и кровь пасхального агнца. „Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных – первенцев Израиля, избавляемых от меча ангела-губителя, а сия кровь, изливаемая во оставление грехов всего мира, как умилостивительная жертва, за грехи всего рода человеческого“. Эта последняя кровь была прообразом первой, как равно и самая ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной пасхи, т. е. таинства причащения. Об этом прообразовании, как равно и о плодах той и другой пасхи, так говорится в одном из духовных журналов: „Когда Израильтянин с своими домашними вкушал пасхального агнца, он принимал пасхальную жертву, и чрез это делался участником в благословении этой жертвы; и когда христианин вкушает тело и кровь Господа в свящ. евхаристической вечери, он делается причастником жертвы Голгофской с ее благословенными плодами. В первую пасхальную ветхозаветную ночь двери домов окроплялись кровью агнца, и ангел смерти, истреблявший первенцев египетских, щадил эти дома, проходя мимо. Точно также общество новозаветное должно постоянно вкушать тело и кровь истинного Агнца Христа, чтобы избежать суда Божия. Пренебрежение ветхозаветной пасхой принесло бы смерть; не тем ли большее пренебрежение новозаветной пасхой должно принести наказание и смерть?“ (Воскр. Чт. 1879 г.). **За многих**. Здесь слово многие употреблено вместо слова всех, как иногда употребляется оно в Свящ. писании напр., ап. Павел пишет, что //преступлением одного//, т.е. первого человека, //подверглись смерти многие//, т.е. все люди ([[new:rim:05:15|Рим. 5:15]] и др.). **Во оставление грехов**. Господь Иисус Христос, Сын Божий, взял на Себя грехи мира, пострадал и умер за них, а Бог Отец принял страдания и смерть Его, как умилостивительную жертву за грехи. По силе сей-то жертвы прощаются грехи всем, кои веруют во Христа и причащаются Его пречистого тела и крови. У еванг. Луки говорится, что Господь, причастив Апостолов, сказал: //cиe творите в Мое воспоминание// [[new:lk:22:19|(Лк. 22:19)]]. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что совершение таинства причащения в память возлюбленного Господа Спасителя было первым и главным делом каждого собрания христианского. Это таинство и совершается у нас всякий раз на литургии. Здесь нельзя не продолжить слова митроп. Филарета, откуда сейчас приводилось извлечение относительно причащения св. Христовых тайн христианами на литургии. „В начальные дни христианства, поучает он, хождение в воскресные и праздничные дни в церковь и приобщение св. тайн составляло для верных одну почти нераздельную обязанность, так что есть церковные правила, которые осуждают ходящего в церковь и исходящего вон без святого причащения. Вот обычай более совершенный, нежели нынешний! Не смущайтесь много: знаю, что вы поступаете по обычаю, от предков принятому и веками распространенному... Но не премолчим того, что говорят в свое оправдание редко приступающие к св. тайнам: «мы недостойны, мы не готовы». Мысль иногда подлинно происходит от смирения, и тогда она, конечно, не вредит союзу душ со Христом, подобно как сему не повредило смиренное чуждение Петрово: //изыди от Мене, яко муж грешен есмь, Господи// [[new:lk:05:08|(Лк. 5:8)]]. Но надлежит осматриваться, чтобы под благовидным покровом имени смирения не притаилась наша холодность к вере и нерадение об исправлении жизни. Ты не готов? не ленись, приготовься. Ты недостоин? недостоин и ни один человек общения со Всесвятым, но как всякому, так и тебе предоставлено веровать, каяться, исправляться, быть прощену и уповать на благодать Спасителя грешных и Взыскателя погибших. Ты говоришь, что не достоин? напрасно ты приемлешь на себя чужую должность; удостоить или не удостоить тебя таинства есть долг тайнодействователя, а не причастника. Ты недостоин? согласимся, что это правда. Что же далее? Неужели ты хочешь и оставаться недостойным? Не лучше ли посильно исправляя свое недостоинство, прибегать ко Христу в таинстве, чтобы принимать от Него помощь и силу к более совершенному исправлению и преуспеянию в благоугождении Богу?“ //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все** См. Толкование на [[new:mk:14:17#lopuxin_ap|Мк. 14:17]] [<10>]