[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:26 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И, воспев, пошли на гору Елеонскую** Елеонская гора – гора молитвы и молитвенного восхищения. Господь с учениками восходит на нее «воспевши», т.е. в духовной бодрости. И эта гора делается Господом начальным пунктом собственно крестного пути. Тут два назидательных образа подвижнического конца. Первый в том, что крестный путь начинается на горе. Это значит, что Господь ставит на него только избранных, прошедших низину земли, оставивших землю сзади себя и поднявшихся выше земли, поработивших ее и возвысившихся над нею. Второй образ в том, что путь креста неразрывен с молитвенным восхищением. В молитвенной восхищенности подвижник вступает на него «воспевши», т.е. в бодрости, в радости, в ликовании молитвенных песен. «Твоя достойна сотвори мя, заблуждшаго, Спасе, великия ради Твоея милости» (Великий Вторник, утренняя стихира на стиховне). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXV.// Почему Лука пишет, что спор [учеников] о том, кто из них больше, случился ранее Вечери [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 9:46–48)]], а [в другом месте] что и позднее, во время Вечери, когда апостолам было сказано, что не следует спорить о первенстве, и когда Петру [Господь] предсказал отречение [[new:lk:22:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Лк. 22:25]], [[new:lk:22:34|34)]]? Матфей же и Марк пишут, что спор о том, кто больше, [случился] ранее Вечери, а второе [т.е. предсказание об отречении Петра] – после Вечери, когда уже Иисус шёл на Гору [Масличную] [[new:mf:20:25#prp_isixij_ierusalimskij|(Мф. 20:25]]; [[new:mk:10:42#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 10:42]]; [[new:mf:26:30#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:30]]; [[new:mk:14:26#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:26)]]? //Разъяснение// см. [[new:lk:09:46#prp_isixij_ierusalimskij|Лк. 9:46]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 26-31 **И, воспев, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы** [[old:zah:13:07|(Зах. 13, 7)]]. **По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили** Благодарили и прежде пития, благодарили и после пития, дабы и мы знали, что должно благодарить и петь и пред пищей, и после пищи. Этим Господь показывает вместе и то, что смерть ради нас не страшна для Него, так что Он славит Бога и тогда, как идет к преданию на смерть. Сим, без сомнения, и нас научает не унывать, когда впадем в скорби ради спасения многих, но благодарить Бога, нашей скорбью содевающего спасение многих. Господь идет //"на гору Елеонскую"//, чтоб иудеи, нашедши и взяв Его в уединении, не произвели смятения в народе. Ибо если бы они напали на Него в городе, народ, может быть, возмутился бы за Него; а в таком случае враги, воспользовавшись этим благовидным предлогом, стали бы думать, что убили Его по справедливости, как мятежника. Христос предсказывает ученикам, что и они соблазнятся. А чтоб они не сочли сего явной укоризной, относящейся ко всем, приводит свидетельство пророка Захарии, что они //"рассеются"// [[old:zah:13:07|(Зах. 13, 7)]]. Наконец, преподает им и утешение: //"предваряю,// - говорит, то есть встречу, - //вас в Галилее"//. Но Петр прекословит; за то и слышит следующее: //"прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня"//. Это было так: вслед за тем, как Петр отрекся в первый раз, пропел петух; потом, когда Петр отрекся во второй и третий раз, петух опять пропел. Это и означают слова: //"прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня"//. Выражая тщетную горячность, и все прочие ученики, подобно Петру, давали обещание не оставлять Господа, как бы обращая таким образом в ложь слово Самосущей Истины. Поэтому и Господь попускает, и человеческая природа обнаруживает свою немощь. Ибо нет сомнения, что Господь мог сохранить их, особенно Петра; однако же попустил, дабы они, а также и мы, не были самонадеянны.// "Поражу пастыря"// - это говорит Бог Отец. Так как Он попустил Сыну быть пораженным, то говорится, что Он поразил Пораженного по Его попущению. А //"овцами"// назвал Он апостолов как людей незлобивых. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И, воспев, пошли на гору Елеонскую** Во время вечери иудеи пели псалмы, так называемые аллилуиа [[old:ps:113:start|(Пс. 113-]][[old:ps:118:start|118)]]. При пении сих псалмов и пошел Господь с учениками на близ лежавшую от Иерусалима, гору Елеонскую (о горе чит. в объясн. [[new:mk:11:01|Мк. 11:1]]). Св. Златоуст при сем замечает: „Да слышат те, которые принимают пищу и встают от трапезы без молитвы. Христос возблагодарил прежде, нежели предложил трапезу ученикам, дабы и мы благодарили. Возблагодарил и воспел после трапезы, дабы и мы делали то же самое“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И, воспев, пошли на гору Елеонскую** См. Толкование на [[new:mk:14:17#lopuxin_ap|Мк. 14:17]] [<10>]