[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:44 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 44-46 **Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его** Нападающее зло, как бы желая обезопасить себя, любит и поощряет предательство. Предательство. На крестном пути – это невыносимое отягчение страданий и скорби. Ведь предатель не из врагов, он вчера еще был свой, близкий, ученик, друг. Сегодня он поцелуем, этим высшим знаком любви, предает Учителя. Это ли не удар ножом в сердце? Так истребляется в подвижнике все человеческое, чтобы не осталось «прилепления» его к чему-то земному. Ученик, друг, часть сердца, часть души – и тот предал. И предает, целуя, т.е. надругаясь над высшим в жизни, – над любовию. Издевательством над самой любовию предается подвижник любви! О мир! О всеистребляющее зло! Евангелие, сказав об этой внешней победе зла, сейчас же, одним характерным штрихом, обозначает все прежнее ничтожество торжествующего зла. И, одержав внешнюю победу, зло не усилилось. Оно осталось трусливым рабом. Иуда, совершив предательство, добившись цели, торжествует. Но, торжествуя, он дрожит. Торжествующая дрожь! Ему видятся большие опасности и страхи. **«Ведите Его осторожно»**, – говорит он. Кого он боится? Самого себя. Истинно торжествующая дрожь! А подвижник Креста укрепляется во внутренней силе. Отпадает шелуха земного. Его опора – в одном Небесном Отце. //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно** Удивительна терпеливость Господа, который поцеловал предателя и произнес слова еще более нежные, чем поцелуй! Он не сказал: «Грязный и нечестивейший предатель! Так-то ты воздаешь мне за столькие благодеяния?» Нет, Он просто сказал: //Иуда!// [[new:lk:22:48|(Лк. 22:48)]] - назвав его по первому имени, скорее сострадая ему и призывая его к Себе, нежели гневаясь. //**Фрагменты.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно** См. Толкование на [[new:mk:14:43#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:43]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 44-45 **Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его** **Дал** Иуда предатель **им**, т. е. воинам и слугам, **знак** (знамение), конечно потому, что иные из них не знали в лицо Иисуса Христа, и знавшие могли ошибиться ночью, да еще в саду. **Кого** облобызаю. Так коварный Иуда злоупотребил знаком дружества и любви! **Ведите Его сохранно** (бережно), – не причиняя оскорблений, чтобы в целости представить куда следует, и чтобы не потревожить народ, которого враги боялись [[new:mk:14:02|(Мк. 14:2)]]. Бесовская заботливость! (Мих.). У еванг. Матфея тут прибавлено: //Иисус же рече// (сказал) //ему// (Иуде): //друже, твори, на неже пришел еси// (по-русски: друг, для чего ты пришел)? [[new:mf:26:50|(Мф. 26:50)]]. Как кроток и благ Господь! Врага, предателя Своего называет другом?! Блаженный Феофилакт видит в этом названии укоризну за то, что Иуда, будучи предателем Христа, целует Его, как друга. „Ах, какое злодеяние взял на душу свою Иуда! восклицает св. Златоуст. Какими глазами смотрел он тогда на Учителя? Какими устами лобызал Его?“ „О, как возмутителен этот поцелуй! восклицает святитель Филарет (Чернигов.). Какой и святой человек мог спокойно принять поцелуй предателя? А эта, кротость небесная, спокойно и даже с участием скорбной любви, говорит предателю: „//друг// Мой! //для чего ты пришел// [[new:mf:26:50|(Мф. 26:50)]]? Вот как надо переносить обиды, наносимые людьми, близкими к нам, нашими друзьями, нашими родными, людьми, которым мы делали много добра!“ поучает при этом тот же святитель Филарет. По Евангелию Иоанна [[new:in:18:04|(Ин. 18:4-]][[new:in:18:05|5)]], Иисус Христос Сам вышел к приведенной Иудой толпе и сказал: //кого ищете//? и когда те //отвечали: Иисуса Назорея, сказал им: это Я//. Своим вопросом Господь заставляет совесть врагов взглянуть на нечистоту их дела, и их ответом защитить от них учеников Своих. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно** См. Толкование на [[new:mk:14:43#lopuxin_ap|Мк. 14:43]] [<10>]