[<10>] ====== Толкования на Мк. 14:53 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники** См. Толкование на [[new:mk:14:50#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 14:50]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники** **Ко архиерею**, у еванг. Матфея, //Каиафе// [[new:mf:26:57|(Мф. 26:57)]]. Каиафа, это был первосвященник, председатель высшего еврейского суда, так называемого Синедриона (О Каиафе чит. в объясн. [[new:mk:14:01|Мк. 14:1]]). //Книжники и старцы собрались// у Каиафы, это – члены Синедриона. Они собрались для суда над Иисусом Христом. Это собрание было второе (о первом чит. в объясн. [[new:mk:14:01|Мк. 14:1]] и [[new:mf:26:03|Мф. 26:3]] и дал.), и не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное – для совещания по особенному (экстренному) спешному делу. Оно и было устроено не по закону: устроено ночью, когда по закону нельзя было разбирать уголовных дел, и еще накануне таких праздников, как Пасха. Но Синедрион спешил привести дело к концу, поэтому не счел нужным справляться с законом. (О Синедрионе чит. в объясн. [[new:mk:14:01|Мк. 14:1]] и [[new:mk:14:10|10]]) По сказанию еванг. Иоанна, Господа сначала повели к бывшему первосвященнику Анне, тестю Каиафы, который спрашивал Его об Его учениках и учении [[new:in:18:13|(Ин. 18:13-]][[new:in:18:23|23)]]. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 53-65 **И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам** (См. [[new:mf:26:57|Мф. 26:57–68]]) **«Петр... грелся у огня»** [[new:mk:14:54|(стих 54)]]. Точнее: //«грелся у света»// (τὸ φῶς). Огонь был зажжен, очевидно, для того, чтобы осветить двор. А может быть, разложен был огонь и для того, чтобы около него сторожа могли погреться, так как на Востоке ночи весной бывают очень холодные. **«Свидетельства сии не были достаточны»** [[new:mk:14:56|(стих 56)]], вероятно, потому, что не были согласны одно с другим. **«Храм сей рукотворенный...»** [[new:mk:14:58|(стих 58)]]. Евангелист Марк точнее формулирует высказанное против Христа обвинение, чем Матфей. Очевидно, что здесь имеется искаженное повторение слов Христа, сказанных Им при первом выступлении в Иерусалимском храме:// «разрушьте храм сей»// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. **«Тогда первосвященник стал посреди» [[new:mk:14:60|(стих 60)]]. Процесс плохо двигался вперед, все свидетельства против Христа были не достаточно сильны и даже не согласны между собою. Поэтому первосвященник выступает //«на средину»// синедриона, намереваясь, как прежде фарисеи (Мф. 22:15), заставить Христа Самого проговориться о Своих намерениях и взглядах. **«Опять первосвященник спросил»** [[new:mk:14:61|(стих 61)]]. Точнее: «//спрашивал//» (ἐπηρώτα – прошедшее время несовершенного вида), чем евангелист намекает, что вопросов Христу было на этот раз предложено немало. **«Благословенного»**. Только здесь во всем Новом Завете называется так Бог. **«Разодрав одежды» [[new:mk:14:63|(стих 63)]], точнее: «//нижние одежды»// (ср.[[new:mf:05:40|Мф. 5:40]]). В холодное время первосвященник мог иметь на себе две нижние одежды (по-гречески χιτῶνας – множественное число). Когда первосвященник спросил Христа, Мессия ли Он, Сын Бога, то Христос дал прямой утвердительный ответ: **«Я»** (ἐγώ εἰμι; стих 62). Так ясно и прямо заявляет Христос о Своем высоком достоинстве только у евангелиста Марка, тогда как в Евангелиях Матфея и Луки Он говорит: //«ты говоришь»//, или:// «вы говорите, что Я»//. Новейшие критики поэтому не хотят признать подлинности этих слов Христовых у Марка, он, говорят, только один так передает ответ Христа, а двое других синоптиков изрекают этот ответ согласно друг с другом. Христос, продолжают критики, и не мог объявить о Своем Мессианском и Богочеловеческом достоинстве, так как первосвященник и Он имели совершенно различные представления о Мессии. Далее указывают на то, что Христос тогда еще не стал истинным Мессией и царем иудеев – таким Он сделался после Своего прославления. Наконец, это заявление считают противоречащим прежнему молчанию Христа о Своем высоком достоинстве. Но все эти возражения не имеют доказательной силы. Во-первых, нет ни малейшего основания ослаблять значение авторитета Евангелия Марка перед двумя другими евангелистами, а во-вторых, по мнению лучших знатоков греческого и еврейского языков, и те ответы, какие содержатся в Евангелиях Матфея и Луки, имеют также значение ответов утвердительных. Далее, Христос пришел к сознанию Своего высокого достоинства не после воскресения, а имел это сознание уже давно, оно проявилось в Нем, когда Он был еще 12-летним отроком. И потом, если первосвященник усмотрел в ответе Христа богохульство, то, значит, и он также соединял с понятием о Мессии понятие о Нем, как о Сыне Божием. Наконец, неосновательно и то утверждение, будто бы в Евангелии Марка Христос везде изображается скрывающим Свое Мессианское достоинство, в этом Евангелии есть немало мест, в которых Христос является признающим Свое Мессианское достоинство. [<10>]