[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:2 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь** См. Толкование на [[new:mk:15:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь** **Ты ли еси царь Иудейский**? Еванг. Лука, повествуя о суде над Иисусом Христом у Пилата, говорит, что, когда враги привели //Его к Пилату//, то //начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем// [[new:lk:23:01|(Лк. 23:1-]][[new:lk:23:02|2)]]. Синедрион присудил Иисуса Христа к смерти за то, что Он богохульствует, называя Себя Сыном Божиим [[new:mf:26:64|(Мф. 26:64)]]; но пред Пилатом обвиняет Его уже не в этом, а в другом, – в том, что Он называет Себя царем. Синедрион поступал так потому, что думал, что богохульство в глазах римского правителя не будет таким преступлением, за которое он счел бы Иисуса Христа достойным смерти. Пилат не обратил никакого внимания будто Иисус Христос развращает народ и запрещает платить подать Кесарю, потому что знал, что это ложь, клевета; так как ему от своих чиновников было известно все относительно Господа. Но как слуга римского Кесаря, счел нужным спросить Иисуса Христа: **Ты царь иудейский? – Ты говоришь**. Это значит да, т. е. ты говоришь справедливо. Я действительно царь (см. объясн. [[new:mf:26:64|Мф. 26:64]]). Еванг. Иоанн повествует, что Господь даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя Царем, – не в политическом, а духовном смысле. //Царство Мое//, прибавляет Христос, //не от мира сего//, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, какого ожидают иудеи: //если бы Царство Мое было от мира сего//, обыкновенное, земное, //то служители Мои//, т. е. подданные Мои, //подвизались бы// (стали бы сражаться) //за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям//, не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона, //но ныне царство Мое не отсюда//, и потому оно совершенно безопасно для Римлян. //Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине//, и //всякий, кто от истины//, т. е. сочувствует истине, любит ее, для кого она дорога, //слушает гласа Моего// [[new:in:18:36|(Ин. 18:36-]][[new:in:18:37|37)]], т. е. это есть Мой подданный. Так что из этих слов Господа Пилат еще более убедился, что Он не есть искатель царства, а учитель народный, или, как называли римляне и греки, философ. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-15 **Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие** (См. [[new:mf:27:11|Мф.27:11–26]]). //«Обвиняли Его во многом»// (стих 3). В чем состояли эти обвинения см. [[new:in:18:29|Ин.18:29]] и сл.; [[new:lk:23:02|Лк.23:2]]. //«На всякий же праздник»// (стих 6). Обычай освобождения преступников по случаю праздника, очевидно, не ограничивался только Пасхой (как и Матфей, Иоанн Богослов упоминает только о Пасхе, но не исключает возможности отпущения и в другие праздники – [[new:in:18:39|Ин.18:39]]). //«Варавва, со своими сообщниками...»// (стих 7). Евангелист Марк делает довольно обстоятельное замечание о Варавве. Это был какой-то заговорщик, составивший целую шайку бунтовщиков и даже во время восстания, им произведенного, совершивший убийство. А по закону Моисееву за убийство полагалась смертная казнь [[old:ish:21:start|(Исх.21)]]. //«И просить Пилата о том»// (стих 8), т. е. чтобы он сделал то, что всегда делал для них. //«Царя Иудейского»// (стих 9). Так у евангелиста Марка Пилат называет Христа (ср. [[new:mf:27:17|Мф.27:17]], где Пилат именует Иисуса «называемым Христом»), вероятно, для того, чтобы показать народу, как неестественно для него просить об умерщвлении их собственного царя, хотя, с точки зрения Пилата, и не имевшего законных оснований для своих претензий. Может быть, Пилат употреблял в споре с народом оба выражения – и «//Христос//», и //«Царь Иудейский»//, почему евангелисты и разнятся здесь друг с другом. //«Желая сделать угодное народу»// (стих 15). Это замечание евангелиста Марка дает характеристику Пилата как слабого правителя, который не мог настоять на своем, но из желания угодить толпе нарушил требование внутреннего голоса своей совести. [<10>]