[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:5 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** Такое молчание могло удивить всякого. Сами враги Господа должны были находить его весьма странным. Они знали, что Обвиняемый, если бы захотел, мог сказать в Свою защиту многое: знали, что Он обладает особенной силой слова и тем более должен был воспользоваться Своими дарованиями, когда дело шло о Его жизни, для убеждения прокуратора, который казался к Нему расположенным. Вероятно, – так могли они думать, – Он совершенно потерял присутствие духа, или полагается слишком много на снисхождение к Себе прокуратора, или ожидает, чтобы кто-нибудь из народа вступился за Него и рассказал о Его похвальных деяниях. Впрочем, молчание Господа должно было быть для первосвященников приятно во многих отношениях. Если бы Он заговорил, то могли опасаться, что Он обнаружит не только невинность Своих поступков, но и личную ненависть к Себе начальников синедриона; что Он может привлечь каким-нибудь образом внимание Пилата к Своим чудесам, которые если не побудят тотчас освободить Его, то заставят продолжить суд и произвести детальное рассмотрение дела. Это потребует справок и времени, чего именно так сильно хотелось избежать врагам Иисусовым. Пилат более всех дивился молчанию Господа; однако же нисколько не думал считать его следствием невозможности защищать Себя. Мнимая ревность первосвященников о поддержке римского правительства скорее всего могла вызвать смех в хитром римлянине, который очень хорошо знал на этот счет образ мыслей Анны и Каиафы. С другой стороны, кроткое спокойствие Господа, Его возвышенный и светлый образ мыслей о царстве истины, неизъяснимое величие в Его лице и взорах не позволяли и думать, чтобы в душе столь чистой зрели какие-либо нечистые замыслы. Все располагало Пилата в пользу Подсудимого. «Но как и защищать Его от преследования врагов столь упорных, могущественных и хитрых, когда Он Сам явно небрежет о Своем оправдании и, по-видимому, не ищет спасения от смерти?» Тонкий расчет прокуратора нашел в самых обвинениях средство если не спасти невинного Узника от казни, то избавиться от жестокой необходимости осудить Его на эту казнь. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** Иисус молчал в день страдания, но Он не будет молчать в день отмщения. Он есть Бог наш, но не всем явленный, а только верным и верующим, Который во второе пришествие откроет себя и молчать не будет. И хотя прежде Он пришел скрытно, в уничижении, теперь Он явится в силе (ср. [[new:mf:16:27|Мф. 16:27]], [[new:in:05:31|Ин. 5:31]], [[new:1sol:04:13|1 Сол. 4:13-18]], [[new:otkr:01:07|Отк. 1:7]], [[new:otkr:14:07|14:07]]). //**О благе терпения.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** Господь стал защитником истины и предстал перед Пилатом в молчании, от имени истины, которая была угнетена (ср. [[new:in:18:37|Ин. 18:37-38]]). Другие одерживают победу, защищая себя, но Наш Господь одержал победу молчанием, потому что воздаяние божественным молчанием за Его смерть было победой истинного учения. Он говорил, чтобы учить, но хранил молчание на суде. Он не молчал, когда нужно было возвысить нас, но не боролся с теми, кто старался Его возмутить. Слова клеветников, подобно венцу на главе Его, были источником искупления. Он хранил молчание, но Его молчание заставляло их кричать еще громче, и это озлобление делало Его венец еще прекраснее. //**Толкование на Диатессарон Татиана.**// ===== Блж. Августин ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** Молчание Господа нашего Иисуса Христа не было однократным. От разных евангелистов мы знаем, что Он молчал при первосвященниках, при Ироде, к которому, согласно рассказу Луки, послал Его Пилат, и при самом Пилате (ср. [[new:mf:26:63|Мф. 26:63]], [[new:mf:27:14|27:14]], [[new:mk:14:61|Мк. 14:61]], [[new:mk:15:05|15:5]], [[new:lk:23:07|Лк. 23:7-9]], [[new:in:19:09|Ин. 19:9]]). Всякий раз, когда Он не отвечал спрашивающим Его, было не напрасным предшествующее пророчество: //Как агнец пред стригущим его безгласен// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]]. И хотя Он обычно отвечал спрашивающим Его, здесь Он не захотел отвечать. Образ агнца указывает, что молчание Его предполагает невинность, а не вину. Во время суда Он, подобно агнцу, не открывал уста Свои не потому, что связан был Своими грехами, но потому, что смиренно приносил Себя в жертву за грехи других. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** См. Толкование на [[new:mk:15:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** См. Толкование на [[new:mk:15:03# prot_ioann_buxarev |Мк. 15:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился** См. Толкование на [[new:mk:15:02#lopuxin_ap|Мк. 15:2]] [<10>]