[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:37 ====== ===== Блж. Августин ===== **Иисус же, возгласив громко, испустил дух** Разве эти разбойники, распятые рядом с Ним, испустили дух, когда захотели? Их держали оковы плоти, творцами которой они не были. Будучи пробиты гвоздями, они долго мучились на кресте, поскольку не распоряжались своей немощью (ср. [[new:in:19:32|Ин. 19:32-33]]). Господь же, когда восхотел, воплотился в чреве Девы; когда захотел, сошел к людям; сколько хотел, жил среди людей; когда захотел, расстался с плотью. В этом - сила, а не необходимость. ---- И ушел Он Своею властью, ибо пришел не по необходимости. Потому некоторые больше дивились Его власти умереть, нежели власти творить чудеса. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, возгласив громко, испустил дух** См. Толкование на [[new:mk:15:33#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:33]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус же, возгласив громко, испустил дух** Еванг. Лука [[new:lk:23:46|(Лк. 23:46)]] приводит слова, которые воскликнул Иисус Христос пред самой смертью; это: //Отче, в руки Твои предаю дух Мой//. А еванг. Иоанн повествует, что Христос после слова: //жажду// восклицал еще слово: //совершилось// [[new:in:19:28|(Ин. 19:28)]]. Совершилось – это слово победы, т. е. совершилось то дело, для которого приходил на землю Он Мессия [[new:in:17:04|(Ин. 17:4)]], – совершилось дело искупления и примирения человечества с Богом страданиями и смертью Его. Совершилось все: жертва принесена, и Бог примирен. Совершилось все, что было обетовано Богом, что предсказано пророками и что прообразовано ветхозаветными событиями. Какого же Мессию доселе ждут Иудеи? Пусть получше вникнут во все ветхозаветное; сопоставят то с жизнью и деяниями Господа Иисуса Христа, и – да не будут не верующими, но верующими! Пo поводу слов Господа: //Отче, в руки Твои предаю дух Мой// один из духовных писателей замечает: „С полным сознанием и свободной волей Господь отдает Свой дух на разлуку с Своим телом: смерть не имела бы на Нем никакой власти, если бы Он не отдался ей добровольно. Он распоряжается Своей душой, как имеющий власть над ней, и предает ее Своему Отцу, к Которому возвращается в сыновнее отношение, по совершении крестной жертвы. „Если Господь, наш Ходатай, предал дух Свой Богу, замечает при сем один из святителей, то этим Он и нашему духу проложил путь к Богу, чтобы и мы в последний час могли распоряжаться своим духом и предали его Богу, зная, что небо открыто, и как душу Лазаря ангелы отнесли на лоно Авраамово, так и нашу отнесут к Господу“ (7 сл. на Голг.). **Испустил дух** (издше), т. е, умер. Смерть Иисуса Христа последовала скоро, около 9-го по нашему счету, 3-го часа по полудни [[new:mk:15:46|(Мк. 15:46)]], распят же Он был около 6-го, по нашему 12-го часа дня [[new:mk:15:45|(Мк. 15:45)]]; следовательно, Иисус Христос висел на кресте около 3-х часов, между тем, как распятые бывали живы иногда по нескольку суток. Такая скорая смерть Его привела в удивление Пилата, как повествуется у евангелиста же Марка [[new:mk:15:44|(Мк. 15:44)]]. Она объясняется предшествовавшими страданиями Господа в саду Гефсиманском, затем у Каиафы и, наконец, у Пилата, которые весьма сильно ослабили Его, и кровотечением из ран. В пяток, накануне Пасхи, Господь умер. „Ветхозаветная Пасха праздновалась в воспоминание величайшего благодеяния Божия – изведения Израильтян из тяжкого плена в Египте пишет архимандрит Фотий; как прилично было в эти же дни последовать и тому великому событию, которое избавляет нас от плена адова и от работы греху и дьяволу! Как прилично было заклатися и датися в снедь верным небесному Агнцу Божию, вземлющему грехи миpa, в то время, когда закалали и снедали пасхального агнца, служившего прообразом Его! А между тем, сей великий праздник, собиравший народ со всех стран земли на это торжество к Иерусалиму, собрал вместе и на cиe зрелище крестной жертвы, которая назначена для всего мира. В пяток претерпел Господь крестные страдания и смерть. По ветхозаветному счислению, это был шестой день седмицы, день сотворения человека. Так в шестой же день совершилось и воссоздание его. По всей вероятности, в сей же день последовало и падение Адамово, каковой мысли требует точная, везде усматриваемая в деле искупления, соответственность между собой падения и восстановления человека. Господь был распят в шестом [[new:lk:23:44|(Лк. 23:44)]], по нашему счислению, в 12-м часу дня. Пo всей вероятности, продолжает Фотий, это был тот самый час, в который, как в преполовение дня, прародительница наша, ощутившая уже алчбу, искала плодов для пищи и, подошедши к запрещенному древу, по искушению змия, – дьявола, простерла руку к запрещенному плоду, вкусила от него и подала //мужу своему, и ядоста// оба [[old:gen:03:06|(Быт. 3:6)]]; в сей-то час у второго Адама простираются руки на кресте и гвоздием прободаются, чем искупляется дерзновенное простертие рук прародительских, причинившее нам столько зол и бедствий“. – „Благоговейно воспоминай страсти Господни, христианин, поучает один из духовных писателей при размышлении о них, и ты не только не согрешишь грехом смертным, а еще будешь готов на всякое благое дело. Так, если, какой-либо соблазн будет увлекать тебя на грех или какая страсть будет возникать в сердце твоем, ты скорее обратись духом к Спасителю, пригвожденному ко кресту, и скажи сам себе: смотри, до чего довели грехи наши Господа и Владыку всех. Подобным образом поступай, и когда представится тебе случай совершить благое дело. Просят ли, напр., у тебя прощения в причиненном тебе оскорблении? Ты вспомни Спасителя, на кpecте молящегося за Своих распинателей, вспомни и то, сколько долгов тебе прощает Господь, и ужели не простишь ты брата своего? Просят ли у тебя помощи бедствующие, нуждающиеся? Опять обратись духом к Господу, который для избавления нас от мук вечных снисшел до зрака раба и не пощадил бесценной крови и самой жизни Своей; и ужели ты не поможешь бедствующим братьям твоим, которых Господь называет и Своими братьями меньшими? В той же мысли о кресте Господнем ищи, душа верующая, и самой себе помощи и утешения, когда подвергаешься каким-либо бедам и напастям. Представь Божественного страдальца, вспомни Подвигоположника нашего, заповедавшего и нам нести крест свой, и иди вслед Его, и будь уверена, что столько пострадавший за нас, //Сам искушен быв, может и// нам //искушаемым помощи// [[new:evr:02:18|(Евр. 2:18)]]“. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, возгласив громко, испустил дух** См. Толкование на [[new:mk:15:26#lopuxin_ap|Мк. 15:26]] [<10>]