[<10>] ====== Толкования на Мк. 15:39 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий** Много чудес совершилось в ту пору: Бог распинаемый, солнце помрачаемое и снова разгорающееся (ибо и твари надлежало сострадать Творцу), завеса раздираемая, кровь и вода, истекающие из ребер. Одно как у человека, другое - сверхчеловеческое: сотрясающаяся земля; камни, расседающиеся на скале; мертвецы, восстающие для удостоверения последнего и всеобщего воскресения. Знамения при погребении, знамения после погребения, которые кто воспоет по достоинству? Однако ничто не сравнится с чудом моего спасения: немногие капли крови, претворяющие весь мир, которые стали для всех людей словно закваска для молока, собирая и связуя нас воедино. //**На святую Пасху (Слово 45).**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Сотник, стоявший напротив Его (Христа), увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий** Голос языческого сотника – это свидетельство земной непредубежденности, когда она, хоть поверхностно, соприкоснется с правдой подвижника. Если она не втянута в борьбу с добром, если в ней не совершилось воцарение зла, вызывающее бешенство злобы при одном виде добра, то ее соприкосновение с подвигом Света вызывает и в ней невольное признание, что в Сыне Света – высшая Правда и Его путь – явление той же Правды. Голос сотника – это объективное суждение о пути подвига и Креста естественного человеческого разума, когда он не является рабом зла. Язычник-сотник, не знавший Христа, но не порабощенный злом иудейского преследования, смотрит на вещи спокойно и оценивает беспристрастно... И оценка беспристрастности знаменательна: **«Истинно Человек Сей... Сын Божий»**. «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены-мироносицы, да и радуйся услышим с ними» (Великая Суббота, непорочны на утрени, 2-я статия). //**Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий** См. Толкование на [[new:mk:15:38#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мк. 15:38]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, та́к возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий** У еванг. Матфея сказано: //сотник и с ним стрегущие Иисуса, увидев землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: истинно человек сей был// (бе) //Сын Божий// [[new:mf:27:54|(Мф. 27:54)]]. **Сотник,** т. е. начальник над сотней римских воинов, который распоряжался при распятии Иисуса Христа и с Ним двух разбойников. //Устрашились весьма//, потому что видели в затмении солнца и землетрясении гнев Божий и боялись, что они, служившие казни, подвергнутся наказанию Божию. **Сын Божий**. Распинатели, вероятно, знали, что Иисуса Христа судили за то, что Он называл Себя не только царем, но и Сыном Божиим, и в том спокойствии духа, с каким Он страдал, и в тех страшных знамениях, которые сопровождали смерть Его, видели, что действительно Он **Сын Божий**. Сотник этот назывался Лонгином и впоследствии сделался христианином и пострадал за Христа. Память его 16-го октября. //**Толкование на Евангелие от Марка.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий** См. Толкование на [[new:mk:15:26#lopuxin_ap|Мк. 15:26]] [<10>]