[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:4 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа** Хотя и много было местных церквей, но послал только **седмим церквам**. Так сделал ради седмеричнаго числа, знаменующего таинственное всех сущих церквей, а равно и по соответствию сего числа настоящей жизни, в коей принять седмеричный круг дней. По той же причине упоминает только и о //семи Ангелах// и семи церквах, которым и шлет свое приветствие: «//благодать вам и мир от Триипостаснаго Божества//». – Словом **Сый** означается Отец, сказавший Моисею: //Аз есмь Сый// [[old:ish:03:14|(Исх. 3,14)]]; выражением: **иже бе** – Слово, Которое //в начале бе к Богу// [[new:in:01:01|(Иоан. I, 1)]]; словом **грядый** – Утешитель, всегда нисходящий на церковных чад во святом крещении и во всей полноте имеющий снизойти в будущем веке [[new:act:02:start|(Деян. 2 гл.)]]. – Под **семью духами** можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею, но с Нею воспоминаемых, как рабов Ея, как, подобно сему, сказал и божественный Апостол: //засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы// [[new:1tim:05:21|(1 Тим. 5, 21)]]. Можно понимать cиe и в другом смысле: под выражением: **Сый и иже бе и иже есть грядый** – разумеет Отца, Который в Себе самом содержит начало, средину и конец бытия всего сущего, под **семью духами** – дары Животворящего Духа, под «//имеющим следовать затем//» – Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшагося человеком. Ибо и у Апостола Божественныя Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия: потому-то здесь и говорит: **и от Иисуса Христа** и т. д. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии** **Азия** понимается как //возвышение//, посредством которого изображается человеческий род. Эти семь церквей и семь подсвечников – то, на что следует обратить пристальное внимание, поскольку они представляют собой семиобразную благодать, данную Богом через Иисуса Христа Господа нашего, в которого мы уверовали, нашему роду человеческому. Ибо Он обещал нам послать Духа Утешителя с небес, Коего послал и апостолам, которые, казалось, были в **Азии** – то есть в возвышенном мире, где Господь и передал нашим церквям через раба Своего Иоанна семиобразную благодать. **//Изложение Откровения.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его** Что **семь духов**? - Семь верховных Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, и проч. Св. Гавриил к св. Захарии сказал: //Я один из предстоящих Богу// [[new:lk:01:19|(Лк. 1:19)]]. //**Письма.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его** См. Толкование на [[new:otkr:01:01#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 1:1]] ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его** Апокалипсис возвещен лишь Церквам; Евангелие – всей твари. Церковь – единственное око, которым человечество смотрит и зрит последнее откровение; единственное ухо, слышащее слова Христовы. Свыше ниспосылается мир Церквам, мир вышний: «О свышнем мире...»; мир и благодать­ благовестие; через Церковь, как через уста, входит в сердце святая благодать и мир. Sub specie Апокалипсиса, Церквам постоянно недостает благодати и мира; много жаждущих благодати и мира, много жаждущих Христа и ищущих мира. Мир Апокалипсиса­ удивительное начало для вулканических извержений и потрясений в недрах Апокалипсиса. Мир Церквам от Того, Который есть и был и грядет; непрестанная мироточивость, ибо она необходима для Церкви, против которой постоянно ратуют богоборцы и церквоненавистники; мир и благодать, чтобы благодать источала она на головы ратующих против нее. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Апрингий ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его** Что же из себя представляет народ **Асии**, что только он удостоился воспринять апостольское откровение? Но есть тайна в числе и таинство в названии провинции. Ибо должно нам сперва обсудить значение этого числа, потому что и число шесть, и число семь, повторяющиеся в законе [Моисея], всегда используются в мистическом смысле. //Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил от дел своих// [[old:ish:20:11|(Исх. 20:11)]]; [[new:evr:04:10|(Евр. 4:10)]]. И еще здесь: //не войдут в покой Мой// [[new:evr:04:05|(Евр. 4:5)]]. Итак, семерка здесь означает состояние настоящего века. Поэтому апостол, думается, рассылает это послание не только **семи церквам** или тому миру, в котором он тогда жил, но передает его всем будущим векам вплоть до уничтожения мира. Поэтому он употребил самое священное число и упомянул **Асию**, что переводится как //вознесенная// или //шествующая//, обозначая, конечно, небесное отечество, которое мы называем кафолической Церковью, вознесенною Господом и всегда шествующею к высшему. Продвигаясь вперед духовными упражнениями, она непрерывно вожделеет небесного. Здесь явлено то таинство числа семь, на которое указывается везде. Здесь вводятся **семь духов**, которые есть один и тот же Дух, то есть Дух Святой, единый в имени, но проявляющийся в семи силах, невидимый и бестелесный, образ Которого невозможно созерцать. Число Его семи сил открыл великий Исаия, говоря: //дух премудрости и разума//, так что через разум и премудрость научает, что Он – творец всех вещей; //дух совета и крепости//, который задумывает и творит; //дух ведения и благочестия//, который благочестиво содержит творение исполнением того, что Он знает, и стремится к исполнению всегда милосердно; //дух страха Господня//, даром которого страх Господень является разумным тварям. Таково священное описание Духа, Которому надлежит служить. Это описание содержит в себе, скорее, невыразимую хвалу и не указывает на образ природы. **//Трактат на Откровение.//** ===== Экумений ===== **И от семи духов, находящихся пред престолом Его** А **семь духов** суть семь ангелов; не как равночестные или совечные они приобщены к Пресвятой Троице – отнюдь нет! – но как близкие служители и верные рабы. Ибо говорит пророк Богу, что //все служит Тебе// [[old:ps:118:091|(Пс 118:91)]]; а во всеобщее входят и ангелы. И еще в одном месте он говорит о них: //благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его// [[old:ps:102:21|(Пс 102:21)]]. Составляя первое письмо Тимофею, этим образом воспользовался апостол: //Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами// [[new:1tim:05:21|(1 Тим 5:21)]]. Очевидно, сказав **[семь духов], находящихся перед престолом Его**, Иоанн еще раз дал свидетельство об их чине насельников и служителей [Божиих], но не о равночестности. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был, и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа** **Иоанн** - это тот, который назван был рабом Иисуса Христа в первом стихе. Он обращается с полученным откровением к семи церквам Азии – той передней части малоазийского полуострова, которая была местом проповеднической деятельности Ап. Павла и Иоанна, и где было основано несколько христианских обществ – церквей. Обращается только к этим семи церквам как к типу соборной церкви и еще потому, что именно эти семь церквей Иисус Христос избрал сосудом для восприятия тайн грядущего. К этим церквам Иоанн обращается с обычным апостольским приветствием, которому апостолы были научены Самим Иисусом Христом. Эта благодать и мир преподаются не от него, Иоанна, а от **"Того, Который есть, и был, и грядет**". Это последнее выражение повторяется в Апокалипсисе еще два раза: [[new:otkr:01:08|I:8]] и [[new:otkr:04:08|IV:8]]. В обоих случаях это имя прилагается к Богу Отцу, к первой Ипостаси Св. Троицы, – так и здесь. О преподании же мира и благодати от других лиц Св. Троицы говорится св. Иоанном в дальнейшем течении речи. Именно о благодати и мире от Св. Духа говорится в словах: "**и от семи духов, находящихся пред престолом Его**". Это – не силы или добродетели Божии, не высшие Ангелы, – ибо Ангелы сами по себе никогда не называются подателями благодати и мира, как существа тварные, хотя бы и высшие. Большинство толкователей [Андрей Кесар., Викторин, Ebrard, Жданов] под семью духами разумеют Св. Духа. Право на такое толкование дают те аналогии, которые мы находим в других местах св. Писания [[old:is:11:02|(Ис XI:2-3;]] [[old:zah:04:06|Зах IV:6, 10)]]. Единая Ипостась Св. Духа символически изображается седмерицею духов (ни более ни менее) потому, что число семь – как бы печать духа и выражает собою полноту благодатных даров, раздаваемых от Св. Духа [[new:1kor:12:04|(1Кор XII:4-11)]]. [<10>]