[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Ибо Он, свидетельствующий пред Понтийским Пилатом, //верен во всех словесех Своих// [[old:ps:144:13|(Пс. 144, 13)]]; как жизнь и воскресение, //Он перворожден из мертвых// [[new:1kor:01:18|(1 Кор. 1,18;]] [[new:1kor:15:20|1 Кор. 15, 20)]]; и над кем Он начальствует, те не увидят смерти подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - //Владыка царей, как царствующих Царь и господствующих Господь// [[old:ps:002:06|(Пс. 2, 6;]] [[new:kol:02:10|Кол. 2,10)]], равномощный Отцу и с Ним единосущный [[new:in:10:30|(Иоан. 10, 30;]] [[new:in:14:20|14, 20)]]. Или иначе: Он - Царь царей земных и царей над земными похотями. И если блаженный Григорий Богослов выражение: **Сый и иже бе, и грядый Вседержитель** относит ко Христу, то нимало не неуместно будет отнести к Нему же и нижеприведенные, подобные сим, изречения. К сим словам и добавлено: **Вседержитель** и нет приведения или упоминания о другом лице. Изложенный нами смысл ясно подтверждают и прибавленные здесь слова: **и от Иисуса Христа**, потому что, если б говорилось только об одном Боге - Слове и Сыновней Ипостаси, то совершенно излишне было бы сейчас же дополнять словами: **и от Иисуса Христа**, чтобы отделить Его от иного другого. Боголепные слова одинаково приличествуют как каждой в отдельности Ипостаси, так и всем вместе, за исключением разве, говорит Григорий Богослов, свойств и отличий особенных, и личных и относящихся к воплощению Бога Слова. Подтверждается это и тем, что Трисвятую Серафимскую песнь поучаемся мы в Евангелии относить к Сыну, в проповеди Павла, - к Отцу, к Коему привыкли мы обращать сию молитву, как говорится о сем у блаженного Епифания в слове о Святом Духе. Приводим же все это для доказательства того, что наше изъяснение не противоречит мнениям Отцов Церкви; теперь же, с Божьею помощью, перейдем к последующему. Ст. 5-6 **Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь** Подобает, говорит, слава Ему, по любви разрешившему нас от уз смертных, и излиянием своей Животворящей Крови и воды омывшему от скверн греховных и соделавшему нас царским священством, приносящим Отцу жертву живую - словесное служение вместо жертв безсловесных. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Афанасий Александрийский ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Ибо хотя и после нас соделался Он ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется **первородным** в нас, и действительно таков, потому что, когда все люди по Адамовом преступлении гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась как соделавшаяся телом Самого Слова, и мы уже спасаемся после нее как сотелесники Слова. Ибо в этом теле Господь делается нашим вождем в Небесное Царство и к Отцу Его, говоря: //Аз есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин 14:6)]], //и дверь, и Мною должны входить все//. Поэтому называется также **перворожденным из мертвых**, не потому что умер прежде нас (умерли прежде мы), но потому что, для нас приняв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес как человек и для нас воскресил тело Свое. Поскольку же Он воскрес, то, наконец, уже и мы Им и ради Него восстаем из мертвых. //**Против ариан.**// ===== Свт. Евсевий Кесарийский ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Они не только сами не объявляли себя мучениками, но запрещали нам их так называть, и если кто в письме или разговоре обращался к ним как мученикам, они горько упрекали его. Они охотно отдавали звание мученика Христу, верному и истинному Мученику, Первенцу из мертвых, Владыке жизни в Боге; вспоминали уже отошедших мучеников и говорили: вот они - свидетели, Христос удостоил принять их при исповедании, запечатлев смертью их свидетельство, а мы просто исповедники ничтожные. **//Церковная история.//** ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** См. Толкование на [[new:otkr:01:01#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 1:1]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Итак, Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, Которое, придя, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь, разрушив узы тех оков. И Его свет явился, и рассеял тьму темницы, и наше рождение освятил, и смерть упразднил, разбив те оковы, в которых мы сидели плененные. Вместе с тем Он показал воскресение, Сам сделавшись **первородным из мертвых**, и в Себе воскресил падшего человека, возведя его горе, на высочайшую часть неба, одесную славы Отца, как Бог дал обетование через пророка, говоря: //Я восстановлю скинию Давидову падшую// [[old:am:09:11|(Ам 9:11)]], т.е. от Давида происходящее тело. Наш Господь Иисус Христос истинно исполнил это, славно завершая наше спасение, чтобы дать нам истинно воскреснуть к жизни в Отце <...> как **перворожденный из мертвых**, глава и источник жизни в Боге. //**Доказательство апостольской проповеди.**// ===== Апрингий ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Поскольку выше Иоанн упомянул то Слово, Которое прежде принятия плоти пребывало у Отца в славе, по необходимости прибавляет человечество воспринятой плоти, говоря: **И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный**. То есть, предоставив делами верное свидетельство Своего Божества через воспринятую плоть, Своими страданием и кровью искупил наши грехи и очистил нас от всякого беззакония. Так вместо нашей тленности и бессилия Он приносит верное свидетельство Богу Отцу, у //Которого нет изменения и ни тени перемены// [[new:iak:01:17|(Иак 1:17)]]. //**Трактат на Откровение.**// ===== Экумений ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Это о Нем свидетельствует и Павел, когда говорит: //Он - начаток, первенец из мертвых// [[new:kol:01:18|(Кол 1:18)]]. **Первенцем из мертвых** он Его называет, поскольку Он предварил общее воскресение и //вновь открыл нам [путь новый и живой] через завесу, то есть плоть Свою// [[new:evr:10:20|(Евр 10:20)]], согласно написанному. Ибо всех тех, кто прежде Господа восстал из мертвых, вновь постигла смерть; а то воскресение не было истинным, но отсрочкой от часа смерти. Оттого не провозгласили никого из них **первенцем из мертвых**. Лишь Господа так называют, поскольку Он был началом и причиной истинного воскресения, став, в некоем роде, первым плодом воскресения людей, уподобившись им и прошествовав, словно из некоего брачного чертога, от смерти к жизни. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Можно понять, что есть особая причина для того, что Господь называется **первенцем**, как и говорит о Нем в Откровении Иоанн. <...> И апостол Павел пишет: //Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями// [[new:rim:08:29|(Рим 8:29)]]. Он - первородный между многими братьями, потому что //тем, которые приняли Его, <... > дал власть быть чадами Божиими// [[new:in:01:12|(Ин 1:12)]], из которых по праву именуется **первенцем**, поскольку по достоинству идет впереди всех усыновленных, даже тех, время чьего рождения предшествовало Его воплощению. Следовательно, они воистину могут засвидетельствовать вместе с Иоанном: Идущий за нами стал впереди нас , - что значит: Он родился в мир после нас, но силой Своей добродетели и Царства по праву именуется **первенцем** среди всех нас. //**Гомилии на Евангелия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею** Третьим источником благодати и мира, наравне с Богом Отцом и Св. Духом, является Иисус Христос. Тайнозритель характеризует Его: 1) как свидетеля. Иисус Христос свидетельствовал, учил о Божественной любви к людям и о призвании всех людей к божеству, - подобно древним пророкам, и подобно исповедникам и мученикам, за которыми и утвердилось это название - мучеников; 2) Иисус Христос характеризуется как свидетель верный, - в том смысле, что Он Свое учение, Свою проповедь о спасении запечатлел Своими страданиями; 3) характеристика Иисуса Христа заключается в словах //"первенец из мертвых"// (ср. [[new:kol:01:18|Кол I:18]]). Название Иисуса Христа первенцем из мертвых должно быть понимаемо как указание на Его совершенство и превосходство пред всеми рожденными от смертных. Он первый, единственный из всех смертных, ибо только Он один воскрес своею собственною силою и властью. Это же есть и указание на Его Богочеловеческую природу. 4) Характеристикою Иисуса Христа служит указание на Его царское достоинство: Он есть **"владыка царей земных"**. Здесь цари земные берутся, очевидно, как представители всего человечества, всей его власти и силы. Непосредственно к характеристике Иисуса Христа как подателя благодати и мира, св. Иоанном присоединяется прославление. В этом прославлении обращает на себя внимание своеобразность конструкции речи. Своеобразность произошла вследствие крайнего возбуждения тайнозрителя и крайней быстроты течения представлений в его уме: это есть новое свидетельство особенности Апокалипсиса как книги, отличной от других пророческих книг и написанной в состоянии высшего пророческого экстаза. [<10>]