[<10>] ====== Толкования на Откр. 1:8 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель** Словами **Альфа и Омега** означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и безконечный: **Сый, и прежде сый и конца не имый**, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Свт. Афанасий Александрийский ===== **Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель** Поскольку Они едины, и Божество одно и то же, то кроме наименования Отец то же самое говорится о Сыне, что говорится об Отце. Так, например, Сын именуется Богом - //и Слово было Бог//, **Вседержителем** - **Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель**; **Господом** - //один Господь Иисус Христос// [[new:1kor:08:06|(1 Кор. 8:6)]]. Говорится, что Сын есть свет: //Я свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. Он изглаждает грехи: //Но чтобы вы знали, сказано, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи// [[new:lk:05:24|(Лк. 5:24)]]. А найдешь и многое иное, ибо и Сам Сын говорит: //Все, что имеет Отец, есть Мое//[[new:in:16:15|]] (Ин. 16:15), и опять: //И все Мое Твое// [[new:in:17:10|(Ин. 17:10)]]. //**Против ариан.**// ===== Блж. Августин ===== **Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель** Мученичество блаженных апостолов освятило для нас тот день: они стяжали славу всего мира, презрев мир. Петр - апостол первый, Павел - апостол последний. Первого и последнего к одному дню мученичества привел Первый и Последний - Христос. Чтобы ты вспомнил, что я сказал, обрати внимание на **альфу и омегу**. Сам Господь ясно говорит в Апокалипсисе: **Я есмь Альфа и Омега**: первый, до которого - никого; последний, после которого - никого. Предшествующий всему, замыкающий все. Желаешь узреть Первого? //Все чрез Него начало быть// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. Стремишься к Последнему? Потому что //конец закона - Христос, к праведности всякого верующего// [[new:rim:10:04|(Рим. 10:4)]]. Чтобы ты жил когда-либо, ты имел Его как Творца; чтобы тебе жить всегда - имеешь Его как Искупителя. //**Проповеди.**// ===== Тертуллиан ===== **Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель** Господь присваивает Себе две греческие буквы - первую и последнюю, образы совпадающих в Нем начала и конца; и как альфа длится вплоть до омеги, точно так же омега обращается назад к альфе. Таким образом, Он указал, что в Нем имеется и движение начала к концу, и возвращение конца к началу, чтобы любое произволение, в Нем завершающееся, - а именно, через Слово, ставшее плотью, - таким же образом завершалось, как и начинается. И во Христе так все призывается к началу, чтобы и вера вернулась от обрезания к целостности этой плоти, как было изначально; и была свобода в пище и воздержание от одной только крови, как было изначально; и нерасторжимость брака, как было изначально; и отвержение развода, чего изначально не было; и в конце концов весь человек возвращается в рай, где он был изначально. //**О единобрачии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель** В 8 ст. говорится о Боге Отце - первопричине Божественного ведения, который по 1 ст. дал откровение Христу для сообщения верующим. Так что и этот стих, так как и предыдущий, имеет целью еще более усилить авторитетность сообщенного в Апокалипсисе. - **"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец"**. Смысл этого выражения тот, что Бог, как Вседержитель, есть действительное начало и первопричина всякого бытия. Вместе с тем Он и конец (альфа - первая буква греческой азбуки, омега - последняя), конечная цель всего бытия; все, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству и у Него просить себе блаженства [[new:kol:01:17|(Кол. 1:17)]]. Обыкновенно толкователи оканчивают введение в Апокалипсис 8 ст. и ст. 9 относят уже к первой части его. Но можно отнести 9 ст. и к введению и начинать первую часть только с 10 ст. Только этот последний стоит в непосредственной связи с последующим, стих же 9 может быть понимаем и как предварительное пояснение дальнейшего и как окончание предыдущего. **//Толковая Библия.//** [<10>]