[<10>] ====== Толкования на Откр. 2:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела** См. Толкование на [[new:otkr:02:02#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 2:2]] Ст. 5-6 **А если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитские, которые и Я ненавижу** //Движение светильника// или церкви есть лишение Божественной благодати, по котором повергается она в волнения и колебания от духов злобы и, пособляющих им, злых людей. Под тем же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А почему Богу так сильно ненавистны дела Николаитов знает всякий, кто испытал и знаком по чтению с этою гнусною ересью. ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Помяни, откуду ниспал еси!** Так говорит Господь Ангелу Ефесской Церкви в Откровении Иоанна Богослова. Но помяни не легкомысленно и равнодушно, а так, чтобы в этом найти побуждение к покаянию и возвращению на прежние добрые дела. **Помяни, откуду ниспал еси, и покайся, и прежняя дела сотвори**. Вот эту заповедь следовало бы внушать непрестанно всякому человеку и всему человечеству падшему. Поминай первобытное блаженство первозданных, великое и неописанное, потерянное чрез падение, и тем раздражай в себе ревность и заботу к восстанию и возвращению себе потерянного. Так больной, поминая о приятном состоянии здоровья, усерднее желает выздоровления; пленный, помня отраду свободы, ищет освобождения; обедневший, помня покой довольства, всякие употребляет способы к тому, чтоб снова обогатиться. Думаю, что не было бы ни одного беспечного и нерадивого в своем спасении, если б не оскудевала память: как хорошо было до падения и как худо стало по падении! //**Проповедь в неделю сыропустную (1861 г.).**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** Видите, что Господь не сказал, что уберет, но **сдвинет**. Ибо подсвечник обозначает единый народ христианский, и Он говорит, что сдвинет сам подсвечник, но не уберет. Под этим понимается, что в одной и той же Церкви сдвигаются злые и укрепляются добрые; и что скрытым, но справедливым правосудием Божиим злое уничтожается, благое возрастает - дабы исполнилось написанное: //имеющему дастся, а у неимеющего отнимется и то, что имеет//. //**Изложение Откровения.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** См. Толкование на [[new:otkr:02:02#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 2:2]] ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** Я удивляюсь, что некоторые так упрямы, что не признают, что павшим необходимо раскаяние или считают, что раскаявшимся нужно отказать в прощении, когда написано: **вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.** Во всяком случае, это говорится тому, о ком известно, что он ниспал, и кого Господь призывает снова, через дела, подняться, потому что написано: //милостыня избавляет от смерти// [[old:tov:04:10|(Тов 4:10)]]. Но, однако, не от той смерти, которую однажды уничтожила кровь Христа и от которой нас освободила благодать спасительного крещения и нашего Искупителя, но от той, которая позже незаметно прокралась через грехи. Также в другом месте [Писания] на раскаяние дается время, и Господь угрожает отказывающимся каяться: //Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих// [[new:otkr:02:20|(Откр 2:20]]-22). Во всяком случае, Господь не призывал бы к покаянию, если бы только не сулил прощение кающимся. //**Письма.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела** Проблема соединения не может решиться никаким «диалогом», а только покаянием перед Богочеловеком, Который есть Церковь. **Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся...** Без Богочеловека так называемые «церкви» не суть иное что, как //сборище сатанинское// [[new:otkr:02:09|(Откр.2:9)]]. Из ереси выход — **покайся**. Это относится к любой ереси. Ко всем «232» ересям. — См.: [[new:otkr:03:03|Откр. 3:3]]: **Вспомни, что ты принял** (­Святое Предание Истины) **и слышал, и храни и покайся...** — Через экуменизм чисто мирская, международная, атеистическо-коммунистическая проблематика вошла в Церковь и завладела ею... Сегодня истинная Церковь не может свободно о себе свидетельствовать... (Где ее настоящие свидетели — мученики, и ее истинные богословы?) — Отсюда назойливость поверхностных, прогуманистических, пропапистских, проеретических, протестантствующих богословов... //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** См. Толкования на [[new:otkr:02:04#prav_ioann_kronshtadtskij|Откр. 2:4]] ===== Апрингий ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела** Хотя Господь желает, чтобы мы вспомнили ситуации, в которых мы опускались до греха, Он увещевает нас, чтобы мы не падали снова. И чтобы очистились пороки, в которые мы впали, Он показывает путь, которым достигается милость, когда говорит: **покайся**, то есть плачем омой твои прегрешения. Словно та блудница, и в ее образе Церковь, слезами облила ноги Иисуса и волосами отерла. Он побуждает и напоминает, что должно делать после покаяния: **твори прежние дела.** То есть чтобы то же самое совершалось или с чрезвычайным благоговением, или с жаром первого обращения. //**Трактат на Откровение.**// ===== Экумений ===== **а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** Здесь показывается не перемещение Бога, Который наполняет все, [с места на место], но своего рода перемена от долготерпения к наложению кары. А под передвижением подсвечника, то есть церкви, подразумевается то, что Он оставит [ее]. И когда это сбудется против грешников, Он навлечет на них всяческое потрясение и сумятицу, как и сказано: //Око мое растревожено гневом// [[old:ps:030:10|(Пс 30:10)]], //и сердце мое трепещет во мне// [[old:ps:054:05|(Пс 54:5)]]. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Тертуллиан ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся** Ты оскорбил, но можешь еще примириться. Ты имеешь Того, Кому можешь принести удовлетворение, и притом имеешь охотно желающего (примириться). Если сомневаешься в этом, поразмысли, что глаголет Дух церквам. Ефесян обвиняет Он в оставлении прежней любви; фиатирцев обличает в блуде и ядении идоложертвенного; на сардийцев жалуется, что дела их не исполнены; верующих Пергама порицает, что они учат превратному; лаодикийцев обвиняет, что они полагаются на богатство; и всех, однако, увещевает к покаянию, и увещевает именно под угрозою. //**О покаянии.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься** См. Толкование на [[new:otkr:02:04#lopuxin_ap|Откр. 2:4]] [<10>]