[<10>] ====== Толкования на Откр. 2:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** **Имеющий ухо, да слышит**. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия [[old:is:08:05|(8, 5)]]. Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от **древа жизни**, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть //древо живота// [[old:pr:03:18|(Притч. 3, 18)]], а последний говорит о Христе так: //«Той есть истинный Бог и живот вечный»// [[new:1in:05:20|(I Иоан. 5, 20)]]. − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь. ===== Свт. Мефодий Патарский ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** <...> неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о **древе жизни**, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов. Если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, //не будем иметь участия в воскресении первом// [[new:otkr:20:06|(Откр 20:6)]]. Ибо **древо жизни** есть первородная из всех Премудрость. //Она//, - говорит пророк, - //древо жизни для тех, которые приобретают ее// [[old:pr:03:18|(Притч 3:18)]], и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа; //древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое// [[old:ps:001:03|(Пс 1:3)]]: то есть учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее слов человеческих? Прекрасный плод произрос чрез Моисея - закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это - истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия) плод нетления. **//Пир десяти дев.//** ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** См. Толкование на [[new:otkr:02:02#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 2:2]] ===== Апрингий ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут **есть от древа жизни**, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: **которое посреди рая Бога моего**, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий. //**Трактат на Откровение.**// ===== Тертуллиан ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы. Итак, признай, что Устроитель состязаний и Судья, призывающий к награде, - один и тот же. Все, что достигается при гонении, - слава Бога, одобряющего и осуждающего, возвышающего и низвергающего. **//О бегстве во время гонений.//** ===== Тиконий ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** **Побеждающему дам вкушать от древа жизни**, то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под **раем** можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, **древо жизни** - премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: //Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее// [[old:pr:03:18|(Притч 3:18)]]. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** **Имеющий ухо**, то есть послушный и повинующийся божественным законам, **да слышит, что Дух говорит церквам.** Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: //Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине// [[new:in:04:24|(Ин 4:24)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия** Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности [[new:mf:11:15|(Мф XI:15;]] [[new:lk:08:08|Лк VIII:8)]]. На вид выставляется не Иисус Христос, а св. Дух, потому что св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. - Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов **древа жизни.** Применительно к [[new:otkr:22:02|XXII:2]] это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни [[old:gen:02:09|(Быт II:9)]]. [<10>]