[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв** //Семь звезд,// как объяснили мы ранее, означают семь Ангелов; //семь духов// суть или те же семь Ангелов, или семь действий Животворящего Духа, потому что те и другие находятся во власти Христовой: одних Он держит как Владыка, а Другого Он есть податель, как с Ним единосущный. - Угрожает церкви за то, что она содержит одно имя живой веры, а в отношении дел добрых мертва. ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== Ст. 1-2 **И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим** Пятая группа, разряд или образ жизни святых свидетельствует о равнодушных людях, поступающих иначе, чем следует поступать в этом мире, пустых в делах и являющихся христианами лишь по имени. И потому Он убеждает их в том, что если они каким-то образом откажутся от опасного равнодушия, то могут спастись. **Утверждай**, - говорит, - **[прочее] близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим**. Ведь недостаточно дереву жить, цвести и не приносить плодов - так же и недостаточно называться христианином и признавать себя им, но не совершать дел христианина. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв** Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы – мертвы; грех, как бы неведомо для нас самих, живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. //Будь верен//, сказано, //до смерти, и дам тебе венец жизни// [[new:otkr:02:10|(Откр. 2:10)]]. Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял еси и слышал, соблюдать принятое и – каяться в том, что оставил, – словом, надобно бдеть над собою: над своим умом, волею и сердцем. В противном случае домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных им дел. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 1-2 **И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим** Здесь Иоанн утверждает, что ангел, то есть епископ, недостаточно изобретателен в исправлении грешников. В то же самое время он хвалит его за то, что у него есть люди в белых одеждах, что соответствует самому имени сард - то есть драгоценный камень. <...> И в самом деле, ты представляешься себе самому живым, однако, если не станешь бодрствовать в исправлении неправедных, окажешься среди мертвых. <...> Дела руководителя неполны перед лицом Божиим - даже такого, кто выглядит непорочным перед людьми, если он не прилагает все свои усилия к тому, чтобы восставить также и других. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв** Прежде я уже говорил о семи звездах, которых теперь [Иоанн] называет духами Божиими: и сейчас нам надлежит, конечно же, прислушаться к тому, что говорится о тех, кто живет в Сардах. Сказано: **знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив**, - добродетельной жизнью в следовании Богу, - **но ты мертв** грехами. Ведь обыкновенно в божественных Писаниях мертвыми называют тех, кто пребывает во грехе, как показывает написанное мудрейшим Павлом о тех, кто от неверия переменился к Христовой вере: //и вас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом// [[new:ef:02:05|(Еф 2:5)]]. И говорит пастырь: «Очевидно, что тот, кто сходит в воду крещальной купели, мертв, а тот, кто выходит, - жив». //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв** Город Сарды, главный город в Лидии, со стороны религиозной был известен храмом и культом богини Цибелы. На месте Сард теперь стоит бедная турецкая деревенька с незначительным числом народонаселения [Норов 141-160.]. В Сардах в конце II столетия жил знаменитый апологет Мелитон Сардийский, писавший толкование на Апокалипсис [Евсев. Истор. Цер. 4, 13, 26.]. Господь напоминает Сардийцам, что в Его власти находится раздаяние благодатных даров Св. Духа, в Его же власти и под Его наблюдением находятся и епископы всех церквей (//семь звезд//), в том числе и епископ церкви Сардийской. Христиане Сардийской церкви, по приговору суда Божия, только носят имя живых, на самом деле они мертвы - живы по мнению человеческому и мертвы пред всеведением Божиим. [<10>]