[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:15 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 15-16 **Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден** И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены. ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч** И потому, как я выше советовал, давайте остерегаться не только уголовных преступлений, но давайте также отвергнем низменное равнодушие, словно отраву дьявола. Ведь есть некоторые, кто после исполнения религиозных обязанностей расслабляются в чрезмерном равнодушии, ибо кажется, что они ушли из мира. И исполняется на них то суждение Господа, в котором говорится: **о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл,<... > то извергну тебя из уст Моих.** Что же значит, что Он сказал: **о, если бы ты был холоден, или горяч?** Это значит: для тебя было бы лучше остаться холодным в миру, или быть горячим в монастыре. Нынче же - поскольку ты и из мира удалился и, однако, не пожелал удержать душевный жар в результате равнодушия, став теплым, - ты будешь извергнут из уст Господа, и едва ли еще раз Он примет тебя. И потому, братья возлюбленные, с Божьей помощью обратитесь внимательно к божественному Писанию, в котором говорится: //Больше всего хранимого храни сердце твое// [[old:pr:04:23|(Притч 4:23)]]. Ведь следует радоваться о монахе, который, уйдя в монастырь, в кротости и смирении желает осуществлять на деле милость, послушание и терпение. //**Проповеди.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч** См. Толкование на [[new:otkr:03:14#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 3:14]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 15-16 **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих** Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: **извергну тебя из уст Моих**. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: //пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем// [[new:1in:04:16|(1Ин. 4:16)]]. Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире – в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц – людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Примасий ===== **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч** Здесь можно узнать кое-кого из знатных людей века сего, о которых Он сказал, что они не холодны и не горячи, но скорее теплы, ибо, хотя вращаются они среди столь великого богатства, но в делах благочестия оказываются бесплодными и не восходят они к благим делам через созерцание несчастий. Поэтому сказано, что они и не холодны, то есть не бедны, и не горячи, ибо изобилуют они богатством, но, используя его тепло, цепенеют и, не уделяя его ближним своим, по справедливости порицаются, как не имеющие огня добрых дел. Эти слова могут также обозначать людей, у которых дома лежат Писания, а за дверями дома - непонятно, христиане ли они, и, набравшись самоуверенности из книг, пустыми от дел обретаются. Теперь пусть купят себе золото, о котором Он сказал: //примите мудрость, как золото, и знание, как серебро отборной//, и если смогут они, как бы просвещенные светом мудрости, почерпнуть что-нибудь из источников божественных Писаний, то тем самым одни окажутся воспламененными жаждой творить дела благочестия от изобилия имущества своего, а другие воспитаются духовно знанием Писаний. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Сказано: **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч**. Горячий - тот, кто пламенеет Духом; так апостол говорит: //духом пламенейте// [[new:rim:12:11|(Рим 12:11)]]. А холоден тот, кто лишился Святого Духа, Его воздействия и посещения. **Но ты тепел**, - гласит далее. Теплым он называет того, кто, сподобившись причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном. //Духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Фес 5:19)]] - таково Божественное повеление. **О, если бы ты был холоден, или горяч! но ты тепел.** Он хочет сказать: О, если бы ты был горяч, будучи воспламенен воздействием Духа, или насквозь холоден и совершенно лишен причастия благодати Духа, и не крещен, и не тепел! Ибо тот, кто имеет умозримый огонь Духа, усовершается до зрелости, и у него //чувства навыком приучены к различению добра и зла// [[new:evr:05:14|(Евр 5:14)]]; он - духовный. Разумеется, того, кто еще не принял благодать Духа, но питает надежду когда-нибудь спастись, нельзя причислять к безнадежным. Но тот, кто тепел, подлежит смерти и может утратить [благодать] крещения и пламени [Духа]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 **знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг** В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. **Ты ни холоден, ни горяч** - так начинается порицание. Слова //"ты не холоден"// означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: "ты и не горяч" показывают, что этот нехолодный христианин - христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый - не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими. **//Толковая Библия.//** [<10>]