[<10>] ====== Толкования на Откр. 3:21 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 21-22 **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам** //Престолом// означается царство и покой будущего века; посему и говорит, что победившие врага прославятся и воцарятся вместе с Ним. - //Якоже и Аз победих// - сказано по человечеству ради принятия плоти. Ибо Бог-Слово получил царство не в награду за добродетели, но как Присносущный имел его от века. Если бы сiе было иначе, то не мог бы Он приобщать к оному других; а между тем по словам Богослова, сына Громова, Он,// «от полноты Своей преподал его всем святым»// [[new:in:01;16|(Ин. 1, 16;]] [[new:1tim:06:07|1 Тим. 6, 17),]] по той же причине сказал и святым Апостолам, что они //«возсядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских»// [[new:mf:19:28|(Мф. 19, 28;]] [[new:1kor:06:02|1 Кор. 6, 2).]] Так как Он, Бог и Предвечный Царь, ради нас сделался человеком и, кроме греха, воспринял все, что свойственно человеческой природе, то и победителям диавола преподал Свое, насколько людям возможно сие принять. Посему Он, соделавший облака колесницею восхождения на небеса в Своем вознесении, //восхитит в сретение Свое и Святых на облаках,// как сие утверждает Апостол[[new:1sol:04:17| (1 Сол. 4, 17).]] Имеющий приити в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он даст Святым власть судить презревших и отвергнувших Божественное, поистине, и блаженнейшее рабство. //«Не весте ли, яко ангелов// (т. е. начальников тьмы) //судити будем»//[[new:1kor:06:03| (1 Кор. 6, 3),]] говорит Апостол. - Итак, имея столь человеколюбивого Судию, постараемся не лишиться Его милостей и благодеяний неуклонным исполнением боговдохновенных слов Соломоновых: //«во всякое время да будут ризы твоя белы»// [[old:ekl:09:08|(Еккл. 9, 8)]], т. е. не осквернены лукавыми деяниями. Поэтому, украсив, подобно невесте наши души, представим себя достойными для соединения с безсмертным Женихом и Царем; и тогда, с Ним совокупившись добродетелями, получим небесные блага от подателя их Христа Бога нашего, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** **«Побеждающему дам сести со Мною на Престоле»**. Явно, что Престол сей не есть какой-либо престол чувственный, ибо он подобен тому, на котором восседает Сам Бог: **«якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на Престоле Его»**, – а у беспредельного Божества не может быть престола чувственного. Итак, под именем Божественного Престола должно разуметь состояние владычества, могущества и славы, подобное тому, которым наслаждается Сам Бог: состояние посему столь величественное и блаженное, что мы в настоящем земном заточении нашем не можем и представить его себе в полном и точном виде. Самые пророки и апостолы, когда хотят изобразить его, употребляют для того сравнения, заимствуя их от того, что нам известно наилучшего, как то: от царского величия и славы [[new:otkr:03:11|(Откр. 3:11)]], от света солнечного [[new:mf:13:43|(Мф. 13:43)]], от потерянного блаженства райского [[new:otkr:02:07|(Откр. 2:7)]], от совершенств мира Ангельского [[new:mf:22:30|(Мф. 22:30)]]. Притом употребляя различные сравнения для изображения будущего блаженства праведных, священные писатели решительно объявляют, что самый предмет выше этих изображений, что праведным, или, по выражению нашего текста, победителям, уготовано то, чего //«око не виде, и ухо не слыша, и на самое сердце"// никогда не восходило [[new:1kor:02:09|(1Кор. 2:9)]], и чего потому невозможно изобразить никаким языком человеческим [[new:2kor:12:04|(2Кор. 12:4)]]. И это-то несравнимое, невообразимое, неизглаголанное Божественное состояние обещается каждому побеждающему! – столько же самому последнему из рабов, как и самому первому из царей! **//Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя Николая Павловича, сказанное в Киево-Софийском соборе 20 ноября 1833 г.//** ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** См. Толкование на [[new:otkr:03:14#sschmch_viktorin_petavijskij|Откр. 3:14]] =====Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** Побеждай, человек, твои страсти, чтобы тебе заслужить венец правды. Борьба со грехом и страстями неизбежна в этой жизни; если ты без борьбы уступаешь над собою победу диаволу, плоти или миру – ты виноват, ты враг самому себе; ты не увидишь Царства Небесного, если не будешь стараться побеждать. А чтобы побеждать тебе врагов твоих – для этого нужно упражняться в борьбе и умудряться в изыскании средств к победе. Даром ничто не дается. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Тиконий ===== **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** Он показывает, что Сын по допущению имеет участие во власти Отца. Однако что иное значит воссесть на престол Отца, как не то, что Он одной и той же субстанции [с Отцом]? И как Он побеждает дьявола и садится по правую руку от Отца, то и сядет с Ним тот, кто побеждает. Ибо Бог Сын - властитель, Который повсюду в Отце и по собственному могуществу наполняет небо и землю. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его** Под **престолом** Божиим разумеется сопребывание со Христом в Его Царстве. Свойство и величие награды заключается, очевидно, в обетовании возможной близости к Господу Богу как к источнику и подателю всякого блага. Иисус Христос удостоился от Бога Отца полнейшего прославления Своей плоти, так будет прославлен и христианин, если он путем покаяния и креста пойдет вслед за подвигоположником Иисусом Христом. [<10>]