[<10>] ====== Толкования на Откр. 6:5 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее: иди и смотри** Под третьим животным разумею человека, означающего падение людей, и, по власти произволения, за наклонность к греху, наказание. Ст. 5-6 **Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай** //Черным конем,// думаем, означается плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. - //Мерило// есть сравнение тех, которые отпали от веры или по наклонности и непостоянству разума, или по тщеславию, или же по телесной немощи. - //Мера пшеницы за динарь.// Достоверно, может быть, и то, что будет тогда чувственный голод, как указано будет далее. Мера пшеницы, достойная динария, в переносном смысле означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ, //три же меры ячменя// - это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ. - А что заповедано //не вредить елея и вина,// так это значит, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных //и впадших в разбойники// и не допускать смерти похищать тех, которые по долготерпению и великодушию Божию имеют побороть грехопадение. - Итак, чтобы и нам в душевных страстях иметь человеколюбивого Врача-Бога, постараемся быть такими же в отношении наших согрешивших братий, принося им вино утешения, смешанное с елеем сострадания, дабы не разрушить хромого, но паче, по божественному Апостолу, уврачевать. Тогда, соделавшись сотрудниками Божиими, будем мы вечно наслаждаться благами по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому, вместе со Отцом и Святым Духом, слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей** Под черным конем понимается испорченный народ, согласный с дьяволом. Имеющий меру в руке своей означает, что поскольку злые воображают, будто они владеют книгой правосудия, то большей частью они обманывают [остальных]. //**Изложение Откровения.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей** Конь вороной означает голод. Говорит ведь Господь: //и будут глады по местам// [[new:mf:24:07|(Мф 24:7)]]. Собственно эти слова простираются даже до антихриста, то есть до времен, когда будет великий голод и когда люди будут терпеть вред. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей** Вороной конь - это толпа лжебратьев, что имеют меру истинного исповедания, но при этом вредят товарищам своими темными делами. Ведь когда говорят среди животных: не повреждай, - становится ясно, что есть и тот, кто вредит. Об этом бегущем вперед скакуне говорит апостол: //Отвне - нападения, внутри - страхи// [[new:2kor:07:05|(2 Кор 7:5)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей** Третья милость, оказанная нам Христом, сняла третью печать и привела нас, осужденных, на отлучение к Богу Отцу. Она - спасительное Его учение и благодеяния, совершенные посредством чудес, ибо они стали приношением для низвержения дьявола. Через них мы узнали, Кто по природе и истине Бог, //дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения// [[new:ef:04:14|(Еф 4:14)]], и не почитали тех, кого создали своими руками, тлетворных демонов, на которых мы променяли славу Божию. Воистину, божественное учение Господа, словно закваска в муке, привлекло к себе тех, кто решил стать учеником по призыву Господа, и тех, кто испытал на себе чудеса, которые были целебны в большей степени для души, нежели для тела. Когда произошло это [снятие третьей печати] - **и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей**. Конь вороной являет собой позор и скорбь, поскольку по божественному учению было предписано уничтожение дьявола, и потому он оплакивает свое низвержение, длившееся столько времени. И, разумеется, мера - иносказательное обозначение равенства и справедливости. Ибо воссел на престоле Судия праведный; вознегодовал на толпы демонов и погубил нечестивого, предводителя их [[old:ps:009:05|(Пс 9:5-6)]]. Действительно, это символ праведного суда Господа, мера, уделяющая нам; и мы можем в Его присутствии говорить: //ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу// [[old:ps:009:05|(Пс 9:5)]], чтобы мы, будучи народами, узнали, что мы - люди, и нас нельзя по участи скота тянуть за узду и удила и сбить с пути губительной тиранией. **//Комментарий на Откровение.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай** При снятии третьей печати Иоанн увидал вороного коня. Черный цвет есть цвет скорби и нужды, а потому и символ вороного коня есть символ человеческой нужды, которая, прежде всего, выражается в недостатке питания и голоде. Об этом говорит самый вид всадника. Всадник имел в руках весы. Весы говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому весьма удобно напоминают о голоде [Ewarld, Lűtardt]. Голос, который Иоанн слышал раздающимся среди животных, был голосом Божественным, исходящим от Божьего престола. Первая половина слов Божественного голоса говорит о необыкновенной дороговизне жизни вследствие голода, а вторая указывает на ту роскошь, которой обыкновенно предаются богатые слои общества, эксплуатирующие бедных. В частности, в периоды борьбы христианства с язычеством первые христианские прозелиты среди того или другого языческого общества всегда находились и находятся в сравнительной нужде; более богатое языческое общество обыкновенно утопает в роскоши языческой жизни, христиане же, лишаемые поддержки и сочувствия, должны бывают до крайности ограничивать свои потребности ([[new:iak:02:06|Иак 2:6]]). [<10>]