[<10>] ====== Толкования на Откр. 6:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий, иди и смотри** Высокий полет и стремительное падение на добычу четвертого животного - //орла// указывает на то, что язвы приходят свыше от гнева Божия в отмщение благочестивых и в наказание нечестивых, если только они не обратятся чрез исправление к лучшему. ===== Экумений ===== **И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри** Снятие четвертой печати (и остальных) означает начало разрешения греховных последствий от преступления Адамова; ибо их разрешение делает зримой нашу близость к Богу. Ведь если, по словам Исаии, //беззакония наши произвели разделение между нами и Богом// [[old:is:59:02|(Ис 59:2)]], то их уничтожение делает нас [для Бога] своими. И что значит снятие печати? - это пощечины Христу, благодаря которым мы обрели свободу. Поистине, раз из-за удовольствия вкушения мы повинны, то из-за противного - получили исцеление. А пощечина, доставляющая ощущение боли, есть нечто противное удовольствию - ибо полностью искупил нас Христос от того, чем мы были ведомы к смертному разрушению, и искупил нас через противоположное: послушанием - ослушание, покорностью страданию - удовольствие, а мужественно распростертыми по кресту руками - руки, опрометчиво прикоснувшиеся к запретному дереву. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными** Сообразно с пониманием первых трех печатей нужно объяснять и символ четвертой. По ее снятии Иоанн видит бледного коня, - собственно серого, бесцветного, каковой цвет принимают трупы людей. За всадником, напоминающим смерть и называемым смертью, следовал ад. Ад здесь является олицетворением действительных обитателей ада, т.е. осужденных [Нengstenberg] по предварительному суду на временные мучения. Всаднику на бледном коне дан меч, как орудие смерти; в его распоряжении голод, ему подчинены и бедствия мора (повальные и заразные болезни) [Ewald, Kliefth, Lűtardt.], и даже земные хищные звери. Бедствия эти падут на "четвертую часть земли"; - это не математически точное измерение особого пространства; здесь определенное число в смысле неопределенного, для указания на действия этих явлений временно и по местам. Число же четыре употреблено в соответствие четырем животным, четырем коням и четырем странам света. Все это подтверждает нам церковная история, история распространения христианства. [<10>]