[<10>] ====== Толкования на Откр. 7:1 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево** Хотя некоторые, разумея под четырьмя Божественными Ангелами то, что подвергающимся бедствиям никоим образом невозможно избежать гнева ни на земле, ни на море, и относят сие к случившемуся с Иудеями прежде от Римлян, но мы думаем, что все это в сильнейшей степени произойдет в пришествие антихриста и не в Иудейской, в частности, земле, а во всей, по четырем углам которой, говорит, будут стоять Ангелы, как совершители служения предназначенного им Богом, но для нас неизвестного. - //Удержание ветров// явно свидетельствует о разрушении подчинения твари и неизбежности зла, потому что все растущее на земле прозябает и питается ветрами, при содействии их же плавают и по морю. ===== Беда Достопочтенный ===== **И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево** Здесь имеются в виду четыре главные царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. <...> Некоторым образом удушая всех своим могуществом, они никому не позволяли дышать свободно, по своей воле. Под землей здесь имеются в виду различные провинции, под морем - острова, под деревьями - люди самых разных характеров и занятий. Иначе все это можно понять следующим образом: четыре ангела, равно как и четыре ветра, толкуются согласно пророчеству Даниила: //Вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря// [[old:dan:07:02|(Дан 7:2]]-3). //**Изложение Откровения.**// ===== Экумений ===== **И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево** Очевидно, здесь речь у евангелиста идет о том, что выпало иудеям во время войны с римлянами, каковое случилось с ними вследствие распятия Господа и бесчинства по отношению к Нему. Ведь четыре ангела, держащих четыре угла земли иудеев, несут стражу, дабы никто из иудеев, подлежащих гибели, не бежал, возможно, наводя на них страх бегства, или раздоры, или неуместную тоску по родине, женам и близким, - и это-то образно обозначено как то, что они держат четыре стороны Иудеи. А что они держат четыре ветра, **чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево**, означает, что никакой для них не будет на войне передышки, и никакого утоления печалей, ни пешим воинам на земле, ни воюющим на море - ибо многие сражались на море, согласно Иосифу [Флавию], - ни, разумеется, тем, кто рассчитывает на хлебопашество и сельское поприще. Ибо невзгоды охватили всех сразу, поскольку города были сожжены, земля оскудела, насаждения были опустошены. Все это тщательно рассматривает Иосиф в истории завоевания Иерусалима. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево** Первое видение второго порядка говорит о выделении праведных из среды нечестивых при общемировых бедствиях приближающегося конца мира. - Сначала пред пророческим взором Иоанна раскрывается картина спокойного исторического развития христианского Мира под образом четырех Ангелов, удерживающих ветры от их разрушительных действий. Это во всяком случае Ангелы добрые, а не злые, как полагает Андрей Кесар., и их образ указывает на то, что христианство представляет собою в истории несравненно большую гарантию мира и спокойствия, чем языческие религии. [<10>]