[<10>] ====== Толкования на Откр. 7:10 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу** См. Толкование на [[new:otkr:07:09#svt_andrej_kesarijskij|Откр. 7:9]] ===== Примасий ===== Ст. 10-12 **И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь** Они гласом великим, с ревностию великой и мольбою непрестанной исповедуют, что на троне, то есть в Церкви, царствуют Отец и Сын, и в равной мере соцарствует им Дух Святой. Ибо порядок слов здесь такой: Бог наш и Агнец сидят на престоле спасения, как и в Евангелии в похожих словах написано: //да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа// [[new:in:17:03|(Ин 17:3)]]. Это то же, что сказать: да познают, что Ты и Иисус Христос, Которого Ты послал, есть Единый Истинный Бог. Ибо одним престолом обозначается власть одной природы, а отдельным именем Агнца обозначается отличность Отца и Сына, как и в тех случаях, когда называется один Дух Святой, следует подразумевать и Отца, и Сына, ибо когда в книге Деяний Апостолов сказано: //Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями//, - и тут же добавляет: //пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею// [[new:act:20:28|(Деян 20:28)]]. А мы знаем, что не кто иной, как Христос, пролил за нас Кровь Свою; отсюда вполне ясно, что, когда назван Один, следует подразумевать всю Троицу. Что это за толпа, Иоанн дал понять, перечислив эти имена, - он имел в виду всю Церковь. Так как здесь перечислены имена семи добродетелей, нам в высшей степени необходимо задаться вопросом, зачем он перечисляет здесь то, чему Бог хочет сделать причастной Свою Церковь. Это сделано для того, чтобы каждый, кто приобрел эти добродетели, признавал, что получил их от Бога, так как за это прославляется Бог. Поэтому следует признать, что здесь перечислены не те добродетели, которыми может обладать лишь Бог, но те, которые Он благоволит даровать также и верующим: благоречие, чистота, мудрость, благодать, честь, сила и доблесть. Всех их причастницей, к радости нашей, Церковь свою Христос соделал. Здесь не названы ни всесилие, ни величие, ни бессмертие, каковыми по праву лишь Бог обладает, но лишь эти семь, которые дарованы верным Тем, Кто дал им власть быть сыновьями Божиими. Так что, если мы обретаем чтото доброе, мы знаем, что воистину обладаем этим по щедрости Бога. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Экумений ===== Ст. 10-12 **И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь** И восклицали: **спасение Богу нашему и Агнцу**, исповедуя, что с ними спасение, поскольку они были спасены, будучи запечатаны как рабы Божьи, от гибели мира. А когда они воздали благодарность, чины, служащие на Небесах, вместе со старцами, произнесли в ответ **Аминь** и выразили одобрение тому, что было высказано. Затем божественные ангелы преподносят и свою похвалу Богу, прославляя Его семеричным чествованием, каковое, как выше было изъяснено, обозначает нескончаемое ангельское хваление; ибо семь - число совершенное. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу** Слова восклицания всего множества сообразно с указанным значением пальмовых ветвей и в соответствие содержанию хвалы ст. 12 есть выражение чувства восторга пред Богом и Агнцем, спасающими мир многоразличными судьбами. Великое множество спасенных христиан было не одиноким пред престолом в прославлении Господа. Здесь же Иоанн созерцает Ангелов, и старцев, и животных. Все они в ответ на прославление святых спасенных, подтверждая его словом Аминь, поклонялись пред Сидящем на престоле и Агнцем и со своей стороны воссылали им хвалу [[new:otkr:05:12|(V:12)]] за их семь добродетелей и совершенств [Ebrard, Suller]. [<10>]