[<10>] ====== Толкования на Откр. 8:3 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу** Хотя видимые святыми: жертвенник, кадильница и другое что-либо и является в виде вещественном и цветообразном, но все это суть невидимо и духовно. - Итак Ангел, став на таковом жертвеннике и держа кадильницу, имеющую ливан, возносит, подобно фимиаму, к Богу молитвы Святых, в которых они просят, чтобы по бедствиям, поражающим при всемирной кончине, были ослаблены мучения нечестивых и беззаконных людей в будущем веке и чтобы Своим пришествием Он наградил потрудившихся. На это и указывается в последующем. **И дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом** Олтарь злотый, на котором утверждается всякая служебная и святая сила и на которой приносятся мученические жертвы, есть Христос, прообразом которого был жертвенник, показанный Моисею на горе вместе со скиниею [[old:ish:25:09|(Исх. 25, 9;]] [[new:evr:08:05|Евр. 8, 5).]] - //Фимiами// - это молитвы Святых, как сказано, благовония Богу. - //Пред престолом//, т. е. пред высочайшими Святыми силами по причине излияния в них пламенной Божественной любви, чистой и многой премудрости и разумения. Сие показывает истолкование имен приближающихся к Богу превышних сил. ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 3-4 **И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога** [Став перед жертвенником], Он встал перед Церковью, сделавшись Сам кадильницей, от которой Бог принял благоухание и стал милостив к миру. В другом варианте текста мы читаем на жертвеннике, потому что на жертвеннике креста Он принес за нас Отцу Свою золотую кадильницу, Свое непорочное, Святым Духом зачатое тело. <...> Христос, принося Себя приятной Господу жертвой, соделал и терзания сердец святых жертвой, приемлемой для Бога, которая, рождаясь от внутреннего огня, словно дым, обычно вызывает слезы. //**Изложение Откровения.**// ===== Евагрий Понтийский ===== **И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом** Когда в «Апокалипсисе» говорится об Ангеле, который приносит фимиам, чтобы дать его в помощь молитвам святых, то я думаю, что здесь подразумевается благодать, приводимая в действие Ангелом. Эта благодать созидает ведение истинной молитвы, так что ум, наконец, твердо пребывает вне всякого смятения, уныния и нерадения. //**Главы о молитве.**// ===== Тиконий ===== Ст. 3-4 **И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога** Иоанн поведал, что семи ангелам дано было семь труб, и, по его сло­вам, **пришел иной Ангел**. Как можно было бы подумать, он явился после семи ангелов, хотя он их увидел одновременно, и, когда ангел входил, те семеро взяли трубы, - то есть, когда явился Господь Христос, Церковь Его получила дар пропове­ди. Ибо, как мы понимаем, Он сам взошел на алтарь, то есть над Церко­вью, которая принимается целиком как тело Его же священства, по поводу которого говорит Петр: //народ святой, род избранный, царственное священство// [[new:1pet:02:09|(1 Пет 2:9)]]. Обладая золотым кадилом, то есть неоскверненным телом, по осенений Святого Духа зачатым, каковое ради искупления мира отдал в благоуханное приношение и жертву Богу, Он очистил совесть всех от трудов смерти. Говорят также, что Он принимает и ниспосыла­ет молитвы святых, поскольку через Него могут до Бога дойти наилучшим образом моления всех. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом** Иоанн приравнивает жертвенник к кадильнице, поскольку он принимает в себя ладан. И вот, когда является Христос, словно некое почетное первоприношение, преподносятся Ему ангелами, нами руководящими, молитвы святых, которые по природе благоуханны, но усиливают свое благоухание через содействие святых ангелов. Почему и говорится, что **дано было ему множество фимиама**. Дано было ангелам от Бога, очевидно, руководство над людьми и претворе­ние их молитв, чтобы они были благоугодными для Него. А восприняв молитвословия святых, они придают им благоухание. **И вознесся дым фимиа­ма с молитвами святых от руки Ангела**. Заметьте, что через посредство ангелов благоухание молитв святых доходит до Бога. //**Комментарий на Откровение.**// [<10>]