[<10>] ====== Толкования на Откр. 9:17 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 17-19 **Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные, головы у коней, как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы и ими они вредили** //Кони//, думаю, означают или женонеистовых и скотоподобных людей, или подчиненных и находящихся во власти демонов; //всадники//, - сими управляющих; ибо у них обычно пользоваться не только взаимными услугами, но и злыми людьми, как орудиями в наветах на сродных людей. - //Огненные, гiацинтовые и серные брони// указывают, полагаем, на воздушное существо и пожирающую деятельность лукавых духов, убийственность и зверство которых описывается под видом //львиных голов. - Исходящие из уст их с дымом и серою огонь,// коим будет истреблена третья часть людей, означает или грехи, ядовитостью внушений, научений и соблазнов пожигающие сердечные плоды, или, Божиим попущением, варварами производимые опустошения городов и кровопролития, от чего, как видим, погибло не менее третьей части людей. - Истинно сказано, что //ошибы// их подобны //змеям//, имущим головы; ибо конец бесовских сеяний - ядоносный грех и душевная смерть. ===== Примасий ===== **Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера** **Кони** суть люди, а **наездники** - лукавые духи. Ибо как в хорошем смысле мы можем сказать: //Ты восшел на коней Твоих//, то есть пророков, //на колесницы твои спасительные// [[old:avm:03:08|(Авв 3:8)]], - так здесь напротив это именование связывается со злыми духами-губителями <...> И хотя ничего общего с саранчой нет у коней и у саранчи с конями, равно как и со львами, однако каждый из привле­ченных образов пригоден для обозначе­ния людей-еретиков. В описании же или качественной характеристике броней заключается указание на наказа­ния нечестивых, ибо мы читаем, что те, кто служит зверю, подлежат огню и сере и дым мучения их будет восходить во веки веков [[new:otkr:14:11|(Откр 14:11)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили** Войска эти, конечно, не беспочвенная фантазия, не символ отвлеченного понятия разрушительного влияния силы ада, но действительное войско, войско будущего, и необыкновенно оно лишь постольку, поскольку необыкновенны те атрибуты, с которыми его видит Иоанн. Разноцветные брони всадников представлялись ему в быстром переливе и как бы в смене одного цвета другим. Эта яркость блеска является отблеском того адского пламени, которое было смешением огня, горящей серы и дыма, вылетавших из уст львоподобных голов коней. И совершенно понятным становится то, как могло быть умерщвлено такое множество людей [Ebrard, Suller, Kliefoth]. Убитых будет третья часть всех людей. Определенное число вместо неопределенного - в соответствие огню, дыму и сере - этим трем орудиям умерщвления, которыми пользовались кони многочисленного воинства. Ведь кони имели возможность (силу) вредить людям (прямо умерщвляя их) не только при посредстве своих уст, но и при посредстве своих хвостов, хотя вред людям чрез змееподобные хвосты был, так сказать, лишь предваряющим убиение и смерть. - Как понимать эту казнь шестой трубы? - Это воинство, как и саранча, есть воинство последнего времени, времени господства над миром антихриста, посланника ада и демонов. Это те междоусобные войны, которые разумел Спаситель [[new:mf:24:07|(Мф. 24:7)]] и которые будут попущены Богом для испытания мира пред окончательным судом над ним. [<10>]