[<10>] ====== Толкования на Откр. 10:9 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед** //Сладко// для тебя, говорит, познание, будущего, но вместе и горько для чрева, т. е. сердца, - вместилища словесной пищи, из-за сострадания к тем, которые должны претерпеть ниспосланные по Божественному определению наказания. Это же толкуется и в другом смысле: поелику Святый Евангелист не испытал худых дел, поглощением книги, содержащей деяния нечестивых, ему и показывается, что при начале греха бывает сладость, а по совершении - горечь по причине отмщения и воздаяния. ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед** И иначе говорит Иоанн: **будет сладка в устах твоих, как мед, но горька во чреве твоем**. Под **устами** понимаются благие и духовные христиане, под **чревом** - плотские и жадные до наслаждений. Поэтому когда проповедуется слово Божие, то оно сладко в духовных, плотским же - согласно апостолу, //их бог - чрево// [[new:fil:03:19|(Фил 3:19)]] - кажется горьким и едким. //**Изложение Откровения.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И я пошел к ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед** **Получить книжку и съесть** ее - значит поверить памяти то, что было показа­но. Сладка в устах означает, что плод пророчества - наисладчайший для изрекающего и слушающих его, но и для проповедника, и для держащихся заповедей, он является вместе с тем и очень горьким по причине страданий. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 9-10 **И я пошел к ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем** //Утроба наша прильнула к земле// [[old:ps:043:26|(Пс 43:26)]], то есть наша утроба была согласна с нечестивостью этого праха. Ведь это и сказано: //прильнула//. Для меня же благо - быть близким к Богу. Ведь ты тогда близок Богу, когда согласен с Богом. Сказано не без причины о нашей утробе, что она прильнула к земле, поскольку указываются те, кто, не претерпев гонения, были согласны с врагами. Вот почему они прильнули к земле. Но почему они названы //утробой//, если не потому, что плотские: как уста Церкви - у святых, у духовных, так чрево Церкви - у плотских? Итак, уста Церкви явлены, чрево скрыто как более изнеженное и более слабое. На это Писание указывает в определенном месте, где некто говорит, что он получил книгу, и книга эта была сладка, говорит, в устах его и горька в его чреве. Что это, если не высшие предписания, которые получают духовные и не получают телесные и которым радуются духовные и печалятся телесные? Что содержит, братья, эта книга? //Продай все, что имеешь, и раздай нищим// [[new:mf:19:21|(Мф 19:21)]]. Как сладко [это звучит] в устах Церкви! Все духовные так и поступили. Но если ты скажешь какому-нибудь плотско­му: сделай так, то скорее он уйдет от тебя недовольный, как тот богатый от Господа, чем сделает то, что сказано. Почему он ушел недоволь­ный, если не потому, что та книга сладка в устах и горька во чреве? //**Изъяснения Псалмов.**// ===== Примасий ===== **И я пошел к ангелу и сказал ему: дай мне книжку**. Церковь была подвигнута Божественным вдохновением к тому, чтобы всецело научиться этому Таин­ству. **Он сказал мне: возьми и съешь ее**, то есть она должна быть спрятана в тайных внутренних органах. **Она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед**, то есть с восприя­тием ты насладишься сладостью Божественной речи и упованием на обещанное спасение и милостью Божественного правосудия, но, конеч­но, ощутишь и горечь, когда начнешь проповедовать это благочестивому и нечестивцу. Ибо, услышав проповедь о Божественном правосудии, некото­рые, испугавшись горечи наказания, изменяются к лучшему, а другие - раздражаясь, ожесточаются пуще прежнего и разжигают в себе лютую ненависть на проповедников. //Обличай мудрого, и он возлюбит тебя; обличай глупого, и он возненавидет тебя// [[old:pr:09:08|(Притч 9:8)]]. Но проповедник получает горечь от обоих, или вместе с кающимися, из сострадания проливая слезы, или подвергаясь мучению, которое достав­ляет горечь их порока. Поэтому Апос­тол говорит: //великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти// ([[new:rim:09:02|Рим 9:2]]-3). Я прихожу к выводу, что, по­скольку сладость следует приписывать благочестивым, а горечь - только нечес­тивцам, то в данном случае было более уместно для него упомянуть горечь. Ибо духоносный муж сказал: //Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим// [[old:ps:118:103|(Пс 118:103)]]. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед** См. Толкование на [[new:otkr:10:08#lopuxin_ap|Откр. 10:8]] [<10>]