[<10>] ====== Толкования на Откр. 11:7 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== Ст. 7-8 **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят** По возвещении об удалении от прельщения, **зверь**, т. е. антихрист, выйдя из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божiю попущению, убьет их и оставит тела непогребенными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство свое и престол царский на подобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, наш истинный Бог, чтобы и сим доказать, что он есть Христос, исполняющий пророческое слово: //восстановлю скинию Давидову падшую и возгражду падшая ея// [[old:am:09:11|(Амос. 9, 11)]], которое заблуждающиеся Иудеи принимают и относят к его пришествию. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их** Итак после многих бедствий нашедших на мир, они должны быть убиты антихристом, которого он называет **зверем, выходящим из бездны**. В подтверждение же того, что он собирается выйти из бездны, нам следует в этой главе привлечь множество свидетельств. Действительно, Исаия говорит: //Вот, Ассур был кедр на Ливане// ([[old:iez:31:03|Иез. 31:3]]. Викторин ошибочно ссылается на Исаию). //Ассур// значит подавляющий [остальных]; //кипарис высокий и ветвистый// - это множество людей; //на горе Ливан// - в царстве царств; //красив плодами// - то есть силен войсками. //Воды//, - говорит, - //растили его// ([[old:iez:31:04|Иез 31:4]]), то есть много тысяч людей, которые будут подчинены ему. //Бездна поддерживала его// ([[old:iez:31:04|Иез 31:4]]), то есть изрыгнула его. И Иезекииль говорит почти такими же словами. И Павел засвидетельствовал, что антихрист был в царстве царств и среди цезарей. Ибо он пишет в послании к фессалоникийцам: //только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется тот, пришествие которого, согласно действию сатаны, будет со знамениями и чудесами ложными// [[new:2sol:02:07|(2 Фес 2:7-9)]]. И чтобы они узнали, что тот собирается прийти, кто тогда собирался и кто тогда был князем, Павел присовокупляет: //тайна беззакония уже в действии// [[new:2sol:02:07|(2 Фес 2:7)]], то есть беззакония, которое совершится в будущем. Она совершается втайне, но действует не своей силой и не силой отца своего, но повелением Божиим. Именно поэтому Павел сказал: //поскольку они не приняли любовь Бога, послал им Бог духа заблуждения, чтобы все те поверили лжи, кто не поверил истине// ([[new:2sol:02:10|2 Фес. 2:10-12]]). Исайя говорит: //для тех, кто ждет свет, родилась тьма// ([[old:is:59:09|Ис. 59:9]]). //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их** И когда возвестят все это, они падут от меча, будучи убиты дьяволом. И исполнят свидетельство свое, как говорит об этом и Даниил, наперед увидевший, что **зверь, восходящий из бездны совершит битву с ними**, то есть с Енохом, Илией, Иоанном, **и победит их, и убьет их** за то, что они не жела­ют воздать славу дьяволу, то есть восходящему малому рогу, который, надмившись сердцем, начнет, нако­нец, возвещать и прославлять себя, как Бога, и в то же время преследо­вать святых и злословить Христа. //**О кончине мира.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их** Иоанн окрыто показывает, что все это случится перед последними гонениями, говоря: **когда кончат они свидетельство свое**. По крайней мере, то, о чем они свидетельствуют, произойдет до явления зверя, который выйдет из сердец нечестивых. Они, опираясь на это свидетельство, будут яростно сражаться с противниками, однако, согласно преданию, в это время у Церкви отнимется дар совершенства, тогда как противник открыто просияет лживыми чудесами. Как говорит Господь, //перед ним бежит ужас// [[old:iov:41:14|(Иов 41:14)]]. **И победит их, и убьет их**. Победит тех, кто уступит; убьет же тех, кто славно пострадает за имя Христово и погибнет. Если же **победит и убьет** в духовном смысле, то мы должны понимать это как указание на то, что часть останется свидетелями. В Евангелии говорит Господь: //Будут предавать вас на мучения и убивать вас// [[new:mf:24:09|(Мф 24:9)]]. О части говорит и евангелист Лука: //Некоторых из вас умертвят// [[new:lk:21:16|(Лк 21:16)]]. //**Изложение Откровения.**// ===== Тиконий ===== **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их** Здесь Иоанн отчетливо проясняет, что это будет иметь место прежде последнего гонения, говоря: **и когда кончат они свидетельство свое**. По крайней мере, [в пользу этого] то, что они свидетельствуют вплоть до явления зверя, который должен **выйти из бездны**, то есть из глубин сердечной низости иудеев. Ибо, как передают, родится антихрист в колене Дановом. Он сказал: **победит их**, указывая на тех, кто подчинится; **и убьет** - имеются в виду те, кого лишат жизни из-за достохвального смирения во имя Христа. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== Ст. 7-8 **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними; и победит их и убиет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят** Они свидетельствуют, что сей не есть Христос, но лжец, обманщик и губи­тель. Вскоре же придет Сын Божий, Которому и надлежит верить как Спасителю и Богу и Который придет ради благодеяния людям - и прежде появившимся и появляющимся ныне. Сказано: **зверь, выходящий из бездны**. Он называет антихриста **зверем** из-за жестокости, бесчеловечности и крово­жадности. А жизнь людей, горькую и соленую от грехов и неспокойную от нападок духов злобы, он называет **бездной**. Ибо грешник рождается не из какой-то другой сущности, но из нашей человеческой природы. Ибо антихрист будет человеком, //того, которого прише­ствие, по действию сатаны// [[new:2sol:02:09|(2 Фес 2:9)]], как только что сказано. Сказано, что зверь убьет двух свидетелей и трупы их непогребенны­ми бросит на улицах Иерусалима. Ибо там он будет царствовать как царь иудеев, которых он обманет, чтобы люди служили и повиновались ему во всем. Как и Господь говорит у Иоанна: //Я пришел во имя Отца Моего, и не принимае­те Меня; а если иной придет во имя свое, его примете// [[new:in:05:43|(Ин 5:43)]]. Он называет Иеруса­лим **Содомом** духовно, а не чувственно, из-за тогдашнего беспутства и бессла­вия, а **Египтом** - поскольку он порабо­тил и надругался над рабами Христа, как тот Египет над Израилем. **Где**, говорится, **и Господь наш** - то есть двух свидетелей - **был распят**. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-10 **И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле** Выразителем силы зла (в борьбе с добром - свидетелями) и ее представителем, по изображению Апокалипсиса, явится **зверь, выходящий из бездны.** Название зверя выходящим из бездны дает возможность приблизиться к пониманию этого апокалиптического образа. Еще ранее, [[new:otkr:09:01|IX:1-11,]] Иоанн говорил о бездне и об ангеле из бездны. Этот зверь из бездны - тот же ангел бездны, тот же Аполлион - губитель, разница только лишь во времени их появления, их деятельности на земле. Под ним нужно видеть диавола; и если название зверя может быть относимо и к антихристу, то только лишь в том смысле и значении, что этот последний свою силу, власть на земле и, в частности, свою победу над свидетелями получит от диавола, [[new:otkr:13:02|(XIII:2]] - дракона-зверя). В рассматриваемом видении изображается не самое лицо антихриста (о нем будет речь после, в XIII гл.), но лишь его дело, которое в действительности будет делом диавола. И поэтому значение антихриста среди общества того времени будет так велико, что умерщвление им святых свидетелей не только не будет осуждено, но вполне одобрено, и их трупы повергнутся осмеянию на улицах города. Этот город есть будущее антихристианского царства, древний исторический Иерусалим, потому что антихрист, имея намерение ниспровергнуть христианство, будет, естественно, стараться действовать в тех местах, которые особенно священны для христиан. Такому пониманию соответствует и наименование города Содомом и Египтом, и слово "**духовно**" указывает на то, что этот город по своему религиозно-нравственному, "духовному" состоянию подобен Содому и Египту. Точно так же и последняя характеристика города: "где и Господь их распят" есть указание на действительный исторический Иерусалим, который будет также и местом смерти двух свидетелей последнего времени. Их смерти будет радоваться в продолжение 3 1/2 дней (далее обыкновенного времени для погребения) не только жители города как приверженцы антихриста, но и живущие вне города Иерусалима. Причина радости нечестивых будет заключаться, несомненно, в том, что проповедь свидетелей нарушала полный покой их греховного самодовольства и тревожила теми казнями, которые поражали всех, осмелившихся оскорбить праведников. [<10>]