[<10>] ====== Толкования на Откр. 11:19 ====== ===== Свт. Андрей Кесарийский ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град** //Чрез отверзение неба и явление кивота// указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, //все сокрыты во Христе, в коем обитает вся полнота Божества телесно// [[new:kol:02:03|(Кол. 2, 3. 9)]]. Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные //гласы, молнии, громы и град,// переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Сщмч. Викторин Петавийский ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его** **Отверзся храм Божий на небе** - это явление Господа нашего. **Храм Божий** - это Его Сын, как и Сам Он говорит: //разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его; и когда Иудеи говорят, что сей храм строился сорок шесть лет, евангелист говорит: Он говорил о храме тела Своего// ([[new:in:02:19|Ин 2:19-21]]). **Ковчег завета Его** - предсказание Евангелия, проще­ние грехов и все, что с Ним придет, - об этом Иоанн говорит, что оно уже стало явным. //**Толкование на Апокалипсис.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его** Храм Божий, некогда сооруженный на земле, хранил ковчег завета сокрытым за таинственной завесой; теперь же, поскольку завеса старого храма и стена разделения была разрушена кровью Господа, то в Церкви, которая есть храм Бога живого и жительство которой - на небе, ковчег Его воплощения открыт всему миру. Как манна небесная [хранилась] в чистом золоте, так и Божество - в святом теле [Церкви]. //**Изложение Откровения.**// ===== Тиконий ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град** Когда родился Господь Христос, **отверзся храм Божий на небе**, то есть в Церкви. Под **храмом Божиим** можно подразумевать тело Христово, почему так же и говорит Господь: //разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин 2:19)]]. <...> Ибо, хотя **ковчег** часто обозначает Церковь, здесь он пишет, что ковчег явился **в храме**, и, добавив **ковчег Завета**, он напомнил, что следует это понимать в некоем выс­шем смысле. А говоря **на небе**, он убеждает нас достичь некоей тайны, что можно понять так: **храм** - Цер­ковь, **ковчег Завета** - таинство вопло­щения Христа, Который по образу этого ковчега и скрижали Завета в Себе хранил; Который, как сказано, не уничтожить [закон] пришел, но исполнить. <...> Ибо так обетовал Бог через Иеремию, что ковчег завета будет отъят из человеческого сердца (очевидно, тот [ковчег имея в виду], который был у евреев в Иерусалиме), - иными словами, что Церковь будет названа престолом Господа. Он говорит: //И будет, когда вы размножи­тесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет... В то время назо­вут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим// ([[old:ier:03:16|Иер 3:16]] - 17). <...> **Молнии** - те совершенства, посред­ством которых Господь Христос придал Своим ученикам силы. **Голоса и громы** - проповеди, которыми, словно грозовые тучи, прогремели апостолы у народов. **Землетрясение** - грохот народного возмущения, который часто сулил восходящей Церкви гонения. **Град**, даже когда побивает плоды, сам всегда в большей степени раздробляется при ударе и при производимом опустошении себя же изничтожает. Таким же образом свирепая толпа язычников, которая подвергала преследованию веру Христову, позже на саму себя ополчив­шись, свела свою численность к малой или вовсе ничтожной. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса и громы и землетрясение и великий град** **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его**. Когда это было сказано, сокрытые блага и, кроме того, некие новые таинства явились святым. Ибо открытие ковчега завета указывает на это. Апостол показывает, что блага будуще­го века сокрыты от нынешних людей: //Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его// [[new:1kor:02:09|(1 Кор 2:9)]]. А что существуют некие таинства и иное знание, неведомое теперешним людям, то проясняет Господь: //отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего// [[new:mf:26:29|(Мф 26:29)]]. Святые были сочтены дос­тойными этого, из-за грешников же **произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град**. Это и есть //третье горе// [[new:otkr:11:14|(Откр 11:14)]]. Книга прикровенно с помощью понятных нам вещей повествует о будущих наказаниях нечестивцев и послан­ных Богом ужасах. //**Комментарий на Откровение.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град** А таинственное видение открывшегося храма и стоящего в нем ковчега завета говорит о будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшного суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз [Андрей Кесар. Раре]. Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозные последствия суда) [Hengstenberg]. [<10>]